Вопросы практики. "Персональная" инфляция

Если вы внимательно читали предыдущие абзацы, то могли прийти к выводу: единого "идеального" показателя уровня цен и темпа инфляции не существует. Как точно подметили авторы одной газетной статьи, "у каждого своя инфляция". К примеру, повышение цен на бензин сразу будет замечено владельцами личных автомобилей и повлияет на их субъективное ощущение темпа инфляции. Люди, привыкшие ходить на работу пешком, ощутят инфляцию в значительно меньшей степени, только косвенно - за счет того, что последовавшее подорожание транспортных услуг частично приведет к повышению цен на другие потребительские товары. У автомобилиста в "потребительскую корзину" бензин включается, у пешехода - нет. Потребительская корзина, которой пользуется Росстат, соответствует "среднестатистическому потребителю" - усредненному и по регионам России, и по уровню достатка. Такое же усреднение предполагается и для других корзин. Эти недостатки ценовых показателей "общего назначения" подтолкнули Росстат к разработке уникального проекта "Калькулятор персональной инфляции", имеющего мало аналогов у статистических служб других стран. В рамках проекта любой желающий в течение двух месяцев, фиксируя на сайте свои покупки и цены, по которым они были сделаны, может сформировать персональную потребительскую корзину. На ее основе специальная компьютерная программа Росстата рассчитывает

Таблица 2.5

Структура потребительских расходов населения для расчета индекса потребительских цен в 2012 г.

Наименование товарных групп

Удельный вес,

%

Наименование товарных групп

Удельный вес,

%

Наименование товарных групп

Удельный вес,

%

Продовольственные товары (включая алкогольные напитки)

37,27

Непродовольственные товары

36,88

Платные услуги

25,85

Мясопродукты

9,78

Одежда и белье

5,55

Бытовые услуги

2,87

Рыбопродукты

1,95

Меха и меховые изделия

0,66

Услуги пассажирского транспорта

2,85

Масло и жиры

1,18

Трикотажные изделия

1,33

Услуги связи

3,15

Молоко и молочная продукция

2,70

Обувь кожаная, текстильная и комбинированная

2,50

Жилищно-коммунальные услуги:

9,20

Сыр

1,06

Моющие и чистящие средства

0,80

Жилищные услуги

2,80

Яйца

0,48

Парфюмерно-косметические товары

1,43

Услуги гостиниц и других мест проживания

0,14

Сахар

0,53

Галантерея

0,93

Коммунальные услуги

6,26

Кондитерские изделия

2,50

Табачные изделия

0,75

Услуги дошкольного воспитания

0,39

Чай, кофе

0,99

Мебель

2,07

Услуги образования

1,92

Хлеб и хлебобулочные изделия

1,79

Электротовары и другие бытовые приборы

1,61

Услуги организаций культуры

0,45

Макаронные и крупяные изделия

0,82

Печатные издания

0,44

Санаторно-оздоровительные услуги

0,48

Плодоовощная продукция, включая картофель

3,42

Телерадиотовары

0,78

Медицинские услуги

1,33

Алкогольные напитки

5,23

Персональные компьютеры

0,82

Прочие

3,21

Общественное питание

2,51

Средства связи

0,41

Прочие

2,33

Строительные материалы

1,43

Легковые автомобили

6,98

Бензин автомобильный

2.57

Медицинские товары

1,82

Прочие

4,00

Источник: Росстат.

Рис. 2.9. Темпы прироста различных ценовых показателей в России в 1994-2011 гг., % в год

Источники: построено по данным Росстата и Института информационного развития ГУ-ВШЭ (stat.hse.ru).

персональный индекс потребительских цен. Персональная инфляция может быть рассчитана, как темп его прироста. Страница проекта на официальном сайте Росстата: gks.ru в разделе "Цены".

Темп инфляции в России, рассчитанный для последних лет на основе различных ценовых показателей, демонстрирует рис. 2.9.

Обратите внимание, что в разных секторах экономики цены изменяются по-разному. Так, после кризиса 1998 г. всплеск инфляции "заметили" все четыре показателя, по в разные моменты времени. Скачок потребительских цен произошел непосредственно в кризисный год и был связан прежде всего с девальвацией рубля, т.е. падением его курсовой стоимости по отношению к иностранным валютам, а значит, и покупательной способности по отношению к иностранной продукции. Предположим, единица импорт

ного товара стоит 2 долл. Тогда в переводе на рубли по докризисному курсу (к примеру, 6 руб. за долл.) это составляло 12 руб. После кризиса и изменения курса (к примеру, до 20 руб. за долл.) рублевая цена товара выросла до 40 руб., т.е. более чем на 230%. Так как в потребительскую корзину включаются как отечественные, так и импортные продукты (например, финское масло, аргентинское мясо, итальянская обувь), рост цен на них частично отражается в росте ИПЦ. Подобный механизм "подогревал" российскую инфляцию в потребительской сфере и в 2008 г., когда также произошла девальвация рубля.

Индекс цен производителей (характеризующий уровень цен в производственном секторе экономики) отметил всплеск инфляции в этой сфере лишь на следующий год после кризиса 1998 г., а индекс тарифов на грузовые перевозки увеличился только спустя два года. Создается впечатление, что начальный инфляционный импульс постепенно расходился по разным сферам экономической жизни, угасая, как круги на воде от брошенного камня.

Обратите внимание, что ситуация в 2008 г. качественно отличается от 1998 г. В промышленной сфере наблюдался отрицательный темп инфляции, т.е. падение цен, или, иначе говоря, дефляция. Это во многом связано с сильнейшим падением мировых цен на нефть и другие топливно-энергетические полезные ископаемые. В 2009 г. бурный спад нефтяных цен сменился ростом, и нефтедобыча с нефтепереработкой сразу же стали лидерами по росту цен в российской промышленности. Одновременно началась дефляция в таких отраслях, как производство транспортных средств, металлургия и деревообработка, - как реакция на кризисный спад спроса на продукцию этих отраслей.

На рис. 2.9 представлен уже рассчитанный темп инфляции. Практика показывает, что этот, казалось бы, несложный расчет может быть выполнен неправильно из-за путаницы с исходными данными для расчета - индексами цеп. Дело в том, что существует несколько альтернативных способов, как с помощью индекса отразить процесс роста цен. На рис. 2.10 графики а и б отражают один и тот же процесс роста цен с помощью одного и того же ценового показателя - ИПЦ, но представленного двумя разными способами.

Рис. 2.10. Индекс потребительских цен в России в 2007, 2009 и 2011 гт. (на конец месяца):

а - в процентах к декабрю прошлого года; б - в процентах к предыдущему месяцу

Источник: построено по данным Росстата.

Рис. 2.11. Соотношение показателей в базисных индексах (величины условные)

Для чего нужны альтернативные формы представления индекса? Главное свойство каждого индекса - относительность. Индекс, описывающий поведение некоего показателя (например, среднего уровня потребительских цен), показывает, как этот показатель изменился по отношению к некоему базовому периоду. Для дефлятора таким периодом, как правило, является или неизменный базовый год, или предыдущий год. Для ИПЦ на рис. 2.10, а на графике в качестве базового периода выбран конец декабря предыдущего года, а на графике б - конец предыдущего месяца.

Индекс, который сравнивает цены в любом рассматриваемом периоде с одним и тем же базовым периодом, называется базисным. Таким образом, на рис. 2.10, а показано изменение базисных индексов. При этом цены в марте, апреле, мае и т.д. каждого года сравниваются с ценами в декабре предыдущего года.

На основе базисного индекса удобнее всего рассчитать накопленную инфляцию с начала года до рассматриваемого месяца. Так, если в мае 2012 г. такой индекс равнялся 102,3, это означает, что с конца предыдущего года (или, что то же самое, с начала нынешнего) цены выросли на . Иными словами, темп инфляции за период с конца декабря 2011 до конца мая 2012 г. составил 2,3%. Также с помощью базисного индекса можно визуально наблюдать процесс роста цен. Например, рассматривая график на рис. 2.10, а, даже не обращая внимания на цифры, можно видеть в 2011 г. более сильный рост цен в январе, чем в феврале, и падение цен в конце лета этого года. Также, рассматривая рис. 2.10, а, легко сделать вывод, что за весь 2009 г. потребительские цены выросли сильнее, чем за весь 2007 г., но слабее, чем за весь 2011 г., причем по большей части рост цен пришелся на начало 2009 г.

Рис. 2.12. Соотношение показателей в цепных индексах (величины условные)

На графике рис. 2.10, б показано изменение цепных индексов. Цепным называется индекс, который сравнивает цены в любом рассматриваемом периоде с предыдущим периодом (так что база для сравнения постоянно изменяется: сначала за 100% принимается конец декабря, потом конец января, потом конец марта и т.д.). При этом сравниваются декабрь и январь, январь и февраль, февраль и март, март и апрель и т.д. Образуется "цепочка" сравнений, отсюда и название. На рис. 2.12 с помощью цепных индексов отображено (с округлением) то же самое изменение цен, что было показано на рис. 2.11 с помощью базисных индексов.

На основе цепного индекса удобнее оценивать инфляцию за отдельный месяц. Так, если на конец мая 2012 г. такой индекс в России был равен 100,5, это означает, что за отдельно взятый месяц май цены выросли

На . С помощью цепного индекса удобно сравнивать рост цен в разные месяцы. Например, рассматривая рис. 2.10, б, легко сделать вывод, что в России и в 2007 г., и в 2009, и в 2011 г. сильнее всего потребительские цены росли в январе. Также цепные индексы могут рассказать, какой вклад внес каждый из месяцев в совокупную годовую инфляцию. Так, в 2007 г. из 11,9% годовой инфляции почти 3% "в копилку" добавили январь и февраль. Далее последовали три относительно спокойных месяца, некоторое усиление инфляции в июне и июле, затишье перед бурей - в августе и резкое повышение цен осенью 2007 г., особенно в октябре (в следующем году такого повышения уже не произошло). В процессе анализа причин сильной инфляции осени 2007 г. стал популярен новый термин "агфляция" (аграрная инфляция), т.е. инфляция, вызванная ускорившимся ростом мировых цен на продовольствие и технические сельскохозяйственные культуры.

Ценовые показатели, необходимые для расчета темпа инфляции, можно найти на сайте Росстата gks.ru в разделе "Цены и тарифы". Информация о ценах имеется также в универсальных статистических справочниках "Россия в цифрах", "Российский статистический ежегодник" и в специализированном справочнике "Цены в России".

Коррекцию на инфляцию необходимо делать при анализе не только ВВП, по и других макроэкономических показателей. И гак же, как ВВП, многие из них могут быть рассчитаны без учета инфляции (номинальные показатели) и с поправкой на инфляцию (реальные показатели). Рассмотрим два таких показателя.