Структура знания в социальных науках

Структура знания в социальных науках - характеристика внутреннего строения научного знания в социальных науках; оно имеет уровневую организацию и состоит из четырех основных знаний: чувственное, эмпирическое, теоретическое, ценностное, включающее в себя и философские основания (рис. 4.4). Знание:

чувственное - наблюдения и восприятия социальных систем и взаимодействий, практической деятельности, общественных отношений, истории общества;

эмпирическое - обобщенное описание данных социальных наблюдений и восприятий с помощью эмпирического языка социальных наук, их первичной логической систематизации и количественного описания (социальные факты и законы);

теоретическое - частные и общие социальные теории, имеющие целью теоретическую репрезентацию социальных

Рис. 4.4. Структура знания в социальных науках

фактов и эмпирических законов общества, их логическое обоснование и оценку с позиций определенной ценностной шкалы;

ценностное - метатеоретические построения, представляющие собой формулировку, философскую рефлексию, обоснование целей и принципов организации и эволюции общества;

интерпретативное - множество интерпретационных высказываний, идентифицирующих понятия различных уровней социальной науки;

логико-математическое - логические процедуры и математический язык, используемые при точном описании и обосновании социального знания.

Структура знания в гуманитарных науках

Структура знания в гуманитарных науках - характеристика внутреннего строения научного знания в гуманитарных науках; имеет тенденцию к уровневой организации и состоит из следующих видов знания: чувственное, эмпирическое, теоретическое, ценностное, интерпретативное, семиотика (рис. 4.5).

Рис. 4.5. Структура знания в гуманитарных науках

Знание:

чувственное - множество наблюдений и восприятий из жизни культуры и человека, стратегий их поведения и адаптации к меняющимся условиям;

эмпирическое - обобщенное описание чувственной гуманитарной информации, его рациональная и логическая репрезентация и систематизация;

теоретическое - частные и общие гуманитарные теории, разрабатывающие модели культуры и человека, ценностную и нормативную шкалу оценки их эволюции и поведения;

ценностное - философская аксиология и антропология, рефлексирующие и конструирующие общие ценности и смыслы человека и культуры;

интерпретативное - множество интерпретационных предложений, связывающих и идентифицирующих понятия близлежащих уровней знания;

семиотика - общее знание о знаках, языке, их возможностях и применении.

Закономерности развития естествознания

Закономерности развития естествознания - основные факторы и тенденции эволюции знания в естественных науках (рис. 4.6).

Рис. 4.6. Основные детерминанты развития естествознания

Закономерности развития естественно-научного знания

1. Постоянное увеличение предметной (объектной) сферы естествознания; рост объема научных наблюдений и их точности.

2. Возрастание экспериментальной базы естествознания и ее роли как основы и критерия объективной истинности знания.

3. Увеличение веса и относительной самостоятельности теоретического уровня знания по отношению к эмпирическому знанию.

4. Усиление математизации естественно-научного знания.

5. Рост системной организации всего естественно-научного знания с выделением ведущей роли парадигмальных теорий и научной картины мира в обеспечении его целостности.

6. Усиление взаимосвязи и взаимодействия естественных наук с техническими, социальными и гуманитарными науками.

7. Рост инновационной ориентированности естественных наук на решение фундаментальных экономических, практических и социальных проблем.

8. Общие закономерности развития научного знания.

Закономерности развития математического знания

Закономерности развития математического знания - основные детерминанты и тенденции эволюции математического знания (рис. 4.7).

Рис. 4.7. Основные детерминанты развития математического знания

Закономерности развития математического знания

1. Усиление абстрактности математического знания.

2. Существенное использование логики и ее методов в построении и обосновании математических теорий.

3. Рост разнообразия способов введения и построения математических объектов и теорий.

4. Обеспечение внутренней целостности математического знания.

5. Нахождение единых оснований математических наук.

6. Формализация содержательных математических теорий и рассуждений.

7. Конструктивизация, алгоритмизация и компьютеризация математического знания.

8. Усиление взаимосвязи математического знания со всеми другими науками (естествознанием, техническими и социальными науками).

9. Рост ориентации современной математики на решение фундаментальных практических и социальных проблем.

10. Общие закономерности развития научного знания.

Закономерности развития технознания

Закономерности развития технознания - основные детерминанты и тенденции эволюции знания в технических и технологических науках (рис. 4.8).

Рис. 4.8. Основные детерминанты развития научного технознания

Основные закономерности развития научного технознания

1. Кумулятивно-прерывный характер изменений.

2. Тесная взаимосвязь с естественными, социальными и военными науками.

3. Непосредственная связь с практикой и материальными интересами и потребностями общества.

4. Зависимость от уровня и характера поддержки со стороны государства и частного бизнеса.

5. Соответствие технических и технологических проектов экологическим и гуманитарным требованиям.

6. Повышение уровня математизации и компьютеризации моделей.

7. Усиление междисциплинарного и комплексного характера технического и технологического знания.

8. От моделирования отдельных технических систем и технологических процессов к созданию моделей сложных комплексов техносистем и моделированию эволюции техносферы в целом.

9. Общие закономерности развития научного знания.

Закономерности развития социального и гуманитарного знания

Закономерности развития социального и гуманитарного знания - основные детерминанты и тенденции эволюции знания в социальных и гуманитарных науках (рис. 4.9).

Рис. 4.9. Основные детерминанты развития социального и гуманитарного научного знания

Закономерности развития социально-гуманитарного научного знания

1. Существенная мировоззренческо-ценностная детерминация.

2. Непосредственная зависимость от исторически изменчивого и противоречивого социокультурного контекста.

3. Плюрализм и диалогичность.

4. Рефлексивный и эмоционально-выразительный характер дискурса.

5. Использование всех лингвистических и семиотических средств при изложении, обосновании и оценке концепций.

6. Поддержание высокого уровня критичности дискурса.

7. Совершенствование герменевтического искусства.

8. Высокая степень интенсивности когнитивных коммуникаций среди членов профессионального научного сообщества.

9. Тесный характер общения с широким читателем социальных и гуманитарных научных текстов.

10. Общие закономерности развития научного знания.