Структура знания в социальных науках
Структура знания в социальных науках - характеристика внутреннего строения научного знания в социальных науках; оно имеет уровневую организацию и состоит из четырех основных знаний: чувственное, эмпирическое, теоретическое, ценностное, включающее в себя и философские основания (рис. 4.4). Знание:
чувственное - наблюдения и восприятия социальных систем и взаимодействий, практической деятельности, общественных отношений, истории общества;
эмпирическое - обобщенное описание данных социальных наблюдений и восприятий с помощью эмпирического языка социальных наук, их первичной логической систематизации и количественного описания (социальные факты и законы);
теоретическое - частные и общие социальные теории, имеющие целью теоретическую репрезентацию социальных
Рис. 4.4. Структура знания в социальных науках
фактов и эмпирических законов общества, их логическое обоснование и оценку с позиций определенной ценностной шкалы;
ценностное - метатеоретические построения, представляющие собой формулировку, философскую рефлексию, обоснование целей и принципов организации и эволюции общества;
интерпретативное - множество интерпретационных высказываний, идентифицирующих понятия различных уровней социальной науки;
логико-математическое - логические процедуры и математический язык, используемые при точном описании и обосновании социального знания.
Структура знания в гуманитарных науках
Структура знания в гуманитарных науках - характеристика внутреннего строения научного знания в гуманитарных науках; имеет тенденцию к уровневой организации и состоит из следующих видов знания: чувственное, эмпирическое, теоретическое, ценностное, интерпретативное, семиотика (рис. 4.5).
Рис. 4.5. Структура знания в гуманитарных науках
Знание:
чувственное - множество наблюдений и восприятий из жизни культуры и человека, стратегий их поведения и адаптации к меняющимся условиям;
эмпирическое - обобщенное описание чувственной гуманитарной информации, его рациональная и логическая репрезентация и систематизация;
теоретическое - частные и общие гуманитарные теории, разрабатывающие модели культуры и человека, ценностную и нормативную шкалу оценки их эволюции и поведения;
ценностное - философская аксиология и антропология, рефлексирующие и конструирующие общие ценности и смыслы человека и культуры;
интерпретативное - множество интерпретационных предложений, связывающих и идентифицирующих понятия близлежащих уровней знания;
семиотика - общее знание о знаках, языке, их возможностях и применении.
Закономерности развития естествознания
Закономерности развития естествознания - основные факторы и тенденции эволюции знания в естественных науках (рис. 4.6).
Рис. 4.6. Основные детерминанты развития естествознания
Закономерности развития естественно-научного знания
1. Постоянное увеличение предметной (объектной) сферы естествознания; рост объема научных наблюдений и их точности.
2. Возрастание экспериментальной базы естествознания и ее роли как основы и критерия объективной истинности знания.
3. Увеличение веса и относительной самостоятельности теоретического уровня знания по отношению к эмпирическому знанию.
4. Усиление математизации естественно-научного знания.
5. Рост системной организации всего естественно-научного знания с выделением ведущей роли парадигмальных теорий и научной картины мира в обеспечении его целостности.
6. Усиление взаимосвязи и взаимодействия естественных наук с техническими, социальными и гуманитарными науками.
7. Рост инновационной ориентированности естественных наук на решение фундаментальных экономических, практических и социальных проблем.
8. Общие закономерности развития научного знания.
Закономерности развития математического знания
Закономерности развития математического знания - основные детерминанты и тенденции эволюции математического знания (рис. 4.7).
Рис. 4.7. Основные детерминанты развития математического знания
Закономерности развития математического знания
1. Усиление абстрактности математического знания.
2. Существенное использование логики и ее методов в построении и обосновании математических теорий.
3. Рост разнообразия способов введения и построения математических объектов и теорий.
4. Обеспечение внутренней целостности математического знания.
5. Нахождение единых оснований математических наук.
6. Формализация содержательных математических теорий и рассуждений.
7. Конструктивизация, алгоритмизация и компьютеризация математического знания.
8. Усиление взаимосвязи математического знания со всеми другими науками (естествознанием, техническими и социальными науками).
9. Рост ориентации современной математики на решение фундаментальных практических и социальных проблем.
10. Общие закономерности развития научного знания.
Закономерности развития технознания
Закономерности развития технознания - основные детерминанты и тенденции эволюции знания в технических и технологических науках (рис. 4.8).
Рис. 4.8. Основные детерминанты развития научного технознания
Основные закономерности развития научного технознания
1. Кумулятивно-прерывный характер изменений.
2. Тесная взаимосвязь с естественными, социальными и военными науками.
3. Непосредственная связь с практикой и материальными интересами и потребностями общества.
4. Зависимость от уровня и характера поддержки со стороны государства и частного бизнеса.
5. Соответствие технических и технологических проектов экологическим и гуманитарным требованиям.
6. Повышение уровня математизации и компьютеризации моделей.
7. Усиление междисциплинарного и комплексного характера технического и технологического знания.
8. От моделирования отдельных технических систем и технологических процессов к созданию моделей сложных комплексов техносистем и моделированию эволюции техносферы в целом.
9. Общие закономерности развития научного знания.
Закономерности развития социального и гуманитарного знания
Закономерности развития социального и гуманитарного знания - основные детерминанты и тенденции эволюции знания в социальных и гуманитарных науках (рис. 4.9).
Рис. 4.9. Основные детерминанты развития социального и гуманитарного научного знания
Закономерности развития социально-гуманитарного научного знания
1. Существенная мировоззренческо-ценностная детерминация.
2. Непосредственная зависимость от исторически изменчивого и противоречивого социокультурного контекста.
3. Плюрализм и диалогичность.
4. Рефлексивный и эмоционально-выразительный характер дискурса.
5. Использование всех лингвистических и семиотических средств при изложении, обосновании и оценке концепций.
6. Поддержание высокого уровня критичности дискурса.
7. Совершенствование герменевтического искусства.
8. Высокая степень интенсивности когнитивных коммуникаций среди членов профессионального научного сообщества.
9. Тесный характер общения с широким читателем социальных и гуманитарных научных текстов.
10. Общие закономерности развития научного знания.