Страны с высоким уровнем развития социального капитала
Высокий уровень социального капитала характерен для стран экономически продвинутых, и наоборот, там, где отсутствуют партнерские отношения, основанные на доверии, качество жизни и общая степень удовлетворенности жизнью низкие. Ф Фукуяма особо выделяет в качестве образцовых примеров высокого уровня сотрудничества в обществе японскую и немецкую модели.
В Японии широко распространены организованные группы иемото — неродственные объединения людей, которые ведут себя так, как если бы они были родственниками. Отношения в группе вертикальные — учитель и ученик, старший и младший. Эти отношения можно сравнить с отношениями родителей и детей, они носят иерархический характер и связаны с такими качествами, как верность, преданность. Членом группы может стать любой человек по собственному желанию.
Группы иемото, как пишет Ф. Фукуяма, составляют структуру практически всех организаций Японии, в том числе и коммерческих. В японской корпорации присутствует структура патриархальной власти и очень большое значение имеют нравственные чувства, связанные с моральными обязательствами.
Главными нравственными добродетелями являются благожелательность и сыновняя почтительность, долг по отношению к господину. Базисной ценностью в отношениях между начальником и подчиненными в Японии является принцип преданности и верности, почерпнутый из кодекса самураев. На базе ведомственного патернализма существует коммунитаристская этика как важная моральная составляющая японского бизнеса, которая делает его максимально рентабельным и эффективным.
Дух коммунитаризма, существующий в японском обществе, связан с наличием такого качества, как спонтанная социализируемость, или способность людей организовывать добровольные объединения и сообщества среднего звена (иемото), в которых формируются общие нравственные ценности и нормы сотрудничества, взаимной поддержки, солидарности и партнерства. Например, в Японии театр Кабуки, икебана или чайная церемония объединяют группы любителей искусства общими ценностями.
В Германии такими ячейками выступают гильдии, сохранившиеся со времен феодализма. Эти спонтанные сообщества основываются на этике коммунитаризма и являются ячейками формирования социального капитала. В странах, где сохраняется высокий уровень социального капитала, имеется моральная и социальная стабильность, наблюдается экономическое процветание.
Главная культурная составляющая японского бизнеса, отмечает Ф. Фукуяма, связана с этикой доверия, сотрудничества, верности, преданности и социального партнерства, что делает производство необыкновенно рентабельным. Поскольку все отношения строятся на доверии, сокращаются затраты на контракты, проверки, аудиты, а также на судебные разбирательства, экономится время, а также материальные и человеческие ресурсы, и все это влияет на конечную себестоимость производимого продукта. В итоге получается, что себестоимость производства автомобиля в Японии в пять раз ниже, чем в США. Экономится время: в Японии на производство автомобиля (на заводах Тойота тратится 16 часов рабочего времени, в США (на заводах Дженерал Моторе) — 31 час. Правильный бизнес основан на ценностях сотрудничества, честности и доверия, которые, в свою очередь, во многом обусловлены экономическими и правовыми рамками (рамочный порядок), а также степенью развития социального капитала.
Важнейшей составляющей японского предпринимательства является принцип пожизненной занятости, основанной на прочных взаимных обязательствах. Эти обязательства не требуют юридического подтверждения (контракта), наоборот, если служащий захочет заключить контракт, его не возьмут на работу, так как подумают, что ему нельзя доверять. Все отношения строятся на доверии и личной ответственности за принятые обязательства. В результате моральная привязанность работника к своей компании часто бывает сильнее семейной привязанности.
Помимо пожизненной занятости второй отличительной особенностью японской экономической системы являются деловые сети, или кейрецу, работа которых также зависит от умения людей вступать в доверительные отношения. Существует два типа кейрецу: вертикальные (например, Toyota Motor Corporation) и горизонтальные (межотраслевые, объединяющие множество фирм). Обычная торговая кейрецу включает банк, торговое представительство, страховую компанию, предприятие тяжелой промышленности, фирму по производству электроники, химический комбинат, нефтяную компанию, предприятие сферы услуг, судоходную компанию и т.д. Эти системы огромны, они объединяют в среднем 31 компанию. Важная характеристика кейрецу состоит в том, что члены ее предпочитают заключать сделки друг с другом как партнеры, даже если на рынке есть более дешевый товар.
Этот обычай японских бизнес-сообществ покупать товар и услуги друг у друга и игнорировать даже те компании, которые предлагают лучшую цену, вызывает раздражение у американских компаний. Со своей стороны представители азиатских стран испытывают недоумение ввиду склонности американцев к сутяжничеству и судебным процедурам.
Каждое экономическое сообщество опирается на моральные ценности и культурные традиции, общие религиозные ценности. Примером служит этика протестантизма, представители которой разделяют принципы честного, добросовестного труда, исполнения профессионального долга как формы социального и религиозного служения. Протестантизм является основой бизнеса в Германии, Англии, Европе. Это относится и к США — протестантизм белых англосаксов (VChite Anglo Sax Protestant) лежит в основе американской культуры и составляет основу ее идентичности и морали, лежащих в фундаменте правового государства.
В других странах — Китае, Гонконге и Тайване — развитие бизнеса опирается на конфуцианскую традицию и носит семейный характер. Например, классическая китайская семья включает пять поколений, которые живут в одном доме, так как дети обязаны содержать своих престарелых родителей, и в этом источник китайской нравственности. Семейный бизнес означает, что псе функции доверяют только своим родственникам и не доверяют чужакам. В масштабах всего человечества эта форма ведения бизнеса является архаичной, но в Китае она продолжает работать. Однако доверие в семье — это более архаичная форма.
Социальный капитал определяется уровнем доверия не между родственниками, а между профессионалами. Если люди доверяют друг другу, работая в одной компании, то результат будет лучше, а издержки — меньше. Формированию этики доверия и социального сотрудничества способствуют устойчивые и продолжительные социальные связи. Поэтому, согласно Ф. Фукуяме, в Японии социальный капитал высокий, а в Китае — низкий.
Японский бизнес в противоположность китайскому опирается не на родственные связи, а на корпоративные отношения, основанные на вертикальной солидарности, т.е. на патерналистских отношениях внутри фирмы. Базисной ценностью в отношениях между начальником и подчиненными в Японии является, как уже говорилось, принцип преданности и верности, почерпнутый из кодекса самураев. На базе ведомственного патернализма существует коммунитаристская этика как важная моральная составляющая японского бизнеса, которая делает его максимально рентабельным и эффективным.
Гражданское общество и социальное государство являются правовой базой культуры сотрудничества и доверия. Ф. Фукуяма считает, что система неформального сотрудничества и сетевой бизнес (Япония), основанный на неформальных связях, иногда оказываются намного эффективней, чем система формальных правил и контрактов (США).
Примером государства, имеющего ограниченные природные ресурсы, но достигшего экономического процветания за счет высокого уровня доверия и партнерства как результата правильной организации труда, является Германия. В конце XX в. здесь родилась корпоративная форма управления, а сегодня многие немецкие предприятия превратились в международные концерны. Немецкая модель — социальная рыночная экономика, которая обеспечивает очень высокий уровень доверия в обществе в целом и на отдельных предприятиях в частности (между рабочими и руководством).
Отличительные особенности немецкого бизнеса связаны с наличием огромных международных концернов (Siemens), сосредоточенных вокруг банков, т.е. крупных финансово-промышленных корпораций, которые выпускают продукцию на мировой рынок (поскольку собственный рынок очень маленький). Немецкая промышленность была изначально ориентирована на экспорт, а размер компании оценивался в масштабе глобальных рынков, на которых они действовали, а не в масштабе своей страны. Экспортная ориентированность означает практически отсутствие конкуренции внутри страны.
Третий аспект немецкой экономики — это коммунитаристские трудовые отношения, или социальная рыночная экономика. Главным элементом этой экономики является система, которая допускает представителей рабочих коллективов на заседания советов директоров, предоставляя им доступ к корпоративной информации и право участия в управлении. Кроме того, между корпорацией и профсоюзами заключаются коллективные контракты, регулирующие нормы социального обеспечения. Трудовые отношения основываются на взаимных обязательствах управленцев и исполнителей и имеют форму устойчивого социального института. Отношения между начальником и подчиненным, управляющим и работником, мастером и подмастерьем носят коллективисткий характер и основаны на доверии и партнерстве. Государство устанавливает четкие правила рынка и обеспечивает защиту интересов различных групп населения. Здесь социальное государство облагает налогами богатых и перераспределяет их в пользу бедных. Таким образом, социальный капитал оказывается максимально задействован, что обеспечивает гарантированно слаженную работу экономики.