Страховые компании
Страховое дело является самостоятельным специфическим видом экономической деятельности, имеющим длинную историю. В основе страховой деятельности лежит принцип переложения рисков экономических субъектов на специализированную финансовую организацию, предоставляющую страховую защиту. У страховых компаний ресурсы и их размещение имеют своеобразный вид, определяемый спецификой их деятельности. В пассивах их балансов концентрируются собранные страховые премии, а в активах – выплата страховых возмещений и инвестирование свободных от выплат средств на финансовых рынках. Как и негосударственные пенсионные фонды, страховые компании являются финансовыми посредниками контрактно-сберегательного типа.
В ведущих экономиках страховые рынки являются значительными и влиятельными сегментами финансового рынка. В России уровень проникновения страхования, т.е. отношение собранных страховых взносов (премий) к валовому продукту, составляет лишь 1,3% ВВП. Межстрановые сравнения указывают на низкую емкость национального рынка (табл. 15.2). Как видно из таблицы, страховые премии в Российской Федерации находятся на низком уровне и отстают от развитых стран в ряде случаев на порядок (Великобритания, США).
Таблица 15.2
Рэнкинг стран по премиям страховых компаний, % к ВВП[1]
Страна |
Страховые премии, % ВВП |
Страна |
Страховые премии, % ВВП |
Ирландия |
20,2 |
Канада |
5,0 |
Великобритания |
12,4 |
Швеция |
4,9 |
США |
11,4 |
Норвегия |
4,9 |
Корея |
11,2 |
Словения |
4,7 |
Дания |
10,1 |
Таиланд |
4,5 |
Швейцария |
9,9 |
Чили |
4,1 |
Франция |
9,5 |
Чехия |
4,0 |
Япония |
9,3 |
Финляндия |
3,7 |
Италия |
7,0 |
Польша |
3,7 |
Нидерланды |
6,9 |
Словакия |
3,1 |
Германия |
6,6 |
Исландия |
2,9 |
Португалия |
6,3 |
Венгрия |
2,9 |
Испания |
5,6 |
Новая Зеландия |
2,4 |
Австрия |
5,5 |
Греция |
2,3 |
Израиль |
5,2 |
Мексика |
1,9 |
Австралия |
5,0 |
Россия |
1,3 |
Малайзия |
5,0 |
Турция |
1,3 |
В 2013 г. объем рынка превысил 900 млрд руб., в 2014 г. ожидается рост до 1 трлн руб., однако темпы роста снижаются в связи с общим замедлением национальной экономики и доходов населения и предприятий. Страховые организации представляют обширный спектр продуктов страхования. Наиболее популярный вид страхования (около 50%) – это страхование имущества. Далее идут личное страхование, кроме страхования жизни (свыше 22% в общей сумме сборов) и ОСАГО (15%). По при сохранении доминирования этих видов активнее растет сегмент страхования предпринимательских и финансовых рисков, а также страхование жизни (рост за гол на 54–60%). Динамично развиваются и так называемые вмененные виды страхования – обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов, страхование государственного имущества, ответственности арендаторов, перевозчиков. Эти положительные тенденции отражают быструю реакцию страховых компаний на новые потребности бизнеса, а также рост страховой культуры и грамотности граждан.
Перспективы отрасли заключаются в дальнейшем расширении страховых продуктов и услуг. Так, активно развивается онлайн-страхование, т.е. оформление полисов через Интернет. Особенно популярны продукты по страхованию туристов. Будучи дополнительным каналом продаж, онлайн- сервисы снижают трансакционные издержки страхователя и создают комфорт и удобство для страхователя. Доля прямого страхования в Великобритании составляет более 30%, в Германии – около 10%. Спрос па услуги онлайн-страхования растет в Западной Европе на 14–15% каждый год, на менее развитых рынках – на 40%.
Перспективны максимально персонализированные продукты, основанные на мобильных технологиях, например продукты pay as you drive, адресованные автовладельцам. В страховании физических лиц и принадлежащего им имущества популярным становится коробочное страхование – стандартизированная страховая программа с фиксированным пакетом рисков за фиксированную цену. Эти продукты реализуются не в офисах страховых компаний, а у их партнеров – в банках, торговых сетях. Коробочное страхование в дальнейшем распространится на страхование от несчастных случаев, каско, страхование дач, личного имущества, страхование покупок, включающее повреждение, гибель. Возможно коробочное страхование и при страховании юридических лиц – малого и среднего бизнеса. В этом случае можно провести аналогию с тиражированием кредитных фабрик, описанных в гл. 11.
Страховым компаниям предстоит активно развивать сети продаж страховых продуктов, повышать уровень качества оказания страховых услуг и выполнения обязательств, что позитивно повлияет на уровень доверия страхователей. Многие крупные компании ориентируются на рост продаж, ослабляя внимание к финансовой устойчивости. Это рождает значительные риски. Коэффициент выплат (отношение собранных премий к выплатам) является в целом по отрасли довольно низким – 46%. При любом сокращении рынка и падении спроса на страховые продукты страховщики, инвестирующие в рискованные активы, оказываются не в состоянии выполнять страховые обязательства. В связи с этим Банк России намерен ужесточить стандарты по контролю активов страховых компаний и их качества.
В страховом секторе необходимо решение и других проблем. Так, в отрасли наблюдается сильная концентрация и отсутствие полноценной конкуренции. На долю 20 крупнейших компаний приходится 70% страховых премий. В этом проявляется сходство с проблемами банковского сектора и сектора НПФ. Мелкие и средние страховые компании находятся в неравноправном положении по отношению к крупным. Каждый год регистрируется до сотни банкротств и ликвидаций компаний. С 2009 по 2013 г. число страховых компаний уменьшилось с 786 до 458. В целях повышения финансовой устойчивости отрасли требуется увеличение уровня собственного капитала, как и у других финансовых посредников. В связи с этим с 2012 г. повышены требования к минимальному размеру уставного капитала страховых организаций.
В связи с переходом регулирования страховой отрасли к Банку России контроль и надзор становятся более серьезными. В частности, объединяются регистрация и лицензирование (ранее компании регистрировались в налоговых органах), многочисленные лицензии на добровольные виды страхования заменяются единой лицензией. Предстоит, как и в случае с негосударственными пенсионными фондами, переходить на акционерную форму собственности. Пока 60% страховых организаций существуют в форме ООО.