Лекция 8. Страхование предпринимательских рисков

Предпринимательский риск — риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов'.

Таким образом, предпринимательский риск — это угроза того, что хозяйствующий субъект понесет дополнительные расходы или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал при осуществлении любых видов предпринимательской деятельности, связанных:

— с производством продукции (товаров, работ, услуг);

— коммерцией;

— финансовыми операциями.

Наличие предпринимательского риска обусловлено постоянным изменением экономических, политических и социальных условий, оказывающих влияние на деятельность предпринимателя и се результат. Таким образом, предприниматель действует в условиях неопределенности внешней среды, устранить которую невозможно.

Для рисковой ситуации в предпринимательской деятельности характерны следующие основные моменты:

— случайный характер события, определяющего, какой из возможных исходов реализуется на практике;

— наличие альтернативных решений;

— возможность определения вероятности исходов и ожидаемых результатов;

— вероятность возникновения убытков;

— вероятность получения дополнительной прибыли. Предпринимательский риск относится к числу спекулятивных

рисков, которые характеризуются сочетанием возможности достижения или нежелательных, или особо благоприятных отклонений от запланированных результатов. Таким образом, при определенных вариантах предпринимательских проектов существует как опасность не достичь намеченного результата, так и вероятность превысить ожидаемую прибыль.

В экономической литературе существует множество подходов к классификации предпринимательских рисков. Как правило, они классифицируются последующим признакам.

1. По сфере возникновения предпринимательские риски можно подразделить (см. рис. 1.1):

— на производственные — риски, связанные с производством продукции (товаров, работ, услуг), в процессе которого предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства (организационные, юридические и технические риски);

— коммерческие — риски, возникающие в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем;

— финансовые — риски, возникающие при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок, когда в роли товара выступают либо валюта, либо ценные бумаги, либо денежные средства (риски снижения финансовой устойчивости, неплатежеспособности предприятия; структурные, отраслевые, инновационные, криминогенные, процентные, валютные, депозитные, кредитные, инвестиционные, налоговые, эмиссионные, инфляционные, страховые, биржевые риски).

2. В зависимости от причины возникновения выделяют предпринимательские риски, связанные:

— с хозяйственной деятельностью (производственные, коммерческие, структурные, инновационные риски и др.);

— личностью предпринимателя (организационные, технические риски);

— недостатком информации о состоянии внешней среды (отраслевые, налоговые, процентные, криминогенные риски и др.).

3. По характеру учета предпринимательские риски подразделяют:

— на внешние, т.е. непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя и не зависящие от него (валютные, налоговые, отраслевые, инфляционные, криминогенные риски и др.);

— внутренние, т.е. обусловленные деятельностью предпринимателя (организационные, технические риски и др.).

4. В зависимости от длительности (по времени) выделяют следующие предпринимательские риски:

— кратковременные (кредитные, организационные риски и др.);

— постоянные (инфляционные, валютные риски и др.).