Страхование ответственности судовладельцев
Страхование ответственности судовладельцев обеспечивает страховую защиту владельцев, менеджеров, операторов, фрахтователей судов, а также иных лиц, связанных с эксплуатацией судов, по их обязательствам перед третьими лицами, включая команду судна (табл. 8.18).
Таблица 8.18. Объекты страхования ответственности судовладельцев
Виды ответственности судовладельцев |
Объект страхования |
В связи с карантином |
Карантинные и чрезвычайные расходы, связанные с возникновением на борту судна инфекционного заболевания |
За причинение вреда неподвижным или плавающим объектам |
Ответственность судовладельца за вред, причиненный его судном порту, доку, пристани, пирсу, молу, земле, воде или любому другому неподвижному и подвижному объектам за исключением другого судна и находящегося на нем имущества |
За утрату и повреждение имущества |
Ответственность судовладельцев за гибель, повреждение и недостачу груза или иного имущества, перевозимого страхуемым судном |
За ущерб, вызванный нестолкновением |
Ответственность судовладельца за гибель и повреждение другого судна или находящегося на нем имущества, включая связанные с ним расходы, вызванные иной причиной, чем столкновение, и явившиеся следствием небрежности, допущенной в судовождении или управлении судном, либо следствием иной небрежности, выразившейся в действии или бездействии на борту застрахованного судна или в связи с этим судном |
За штрафы различной причинности |
Различные штрафы, налагаемые на судовладельца соответствующими властями, судами, арбитражами и другими компетентными органами |
За столкновение по расходам сверх обычного возмещения убытков |
Расходы и издержки, связанные со столкновением, сверх возмещения ущерба согласно страхованию ответственности при столкновении |
По случаям буксировки |
Ответственность судовладельца, вытекающая из условий договора буксировки, при которой его судно может быть как буксируемым, так и буксирующим |
Страхование ответственности судовладельцев в основном осуществляется в форме взаимного страхования, при котором страхователи (судовладельцы) создают общий имущественный страховой фонд для возмещения убытков, возникающих у того или иного страхователя. Взаимное страхование предназначено для покрытия тех убытков, которые не обеспечиваются договором морского страхования и остаются на риске судовладельцев. Взаимные страховые общества называются Protecting and Indemnity, или сокращенно P&I Clubs.
Возникновение клубов взаимного страхования было связано с тем, что в Англии страховщики по договору морского страхования ограничивали свою ответственность только тремя четвертями убытка, причиненного другому судну при столкновении. Оставшийся риск стали покрывать так называемые взаимные общества по страхованию корпусов судов (The Mutual Hull Underwriting Associations). В последующем эти общества стали принимать на страхование не только 25% ущерба, причиненного другому судну при столкновении, но и ряд других рисков - таких как ответственность судовладельца за вред, причиненный лицам судового экипажа, пассажирам, береговым рабочим, а также за убытки от повреждения судном портовых сооружений и другие убытки, связанные с эксплуатацией судов и объединяемые общим названием Protecting risks. Соответственно общества, занимающиеся страхованием таких рисков, назывались Protecting clubs (клубы защиты).
По мере развития морских грузоперевозок возрастала потребность судовладельцев в страховой защите имущественных интересов, связанных с ответственностью за сохранность перевозимых грузов и вообще с использованием судов для перевозки грузов: различных штрафов, налагаемых на судовладельцев вследствие ошибок и упущений капитана и членов экипажа таможенными и другими властями, доли расходов по общей аварии и др. Подобного рода риски стали принимать на себя так называемые клубы возмещения (Indemnity clubs). В дальнейшем эти клубы постепенно слились в единые клубы взаимной защиты и возмещения (Protecting and Indemnity clubs). Первый клуб взаимного страхования судовладельцев был основан в 1855 г. и предоставлял судовладельцам страховое покрытие ответственности за столкновения и ответственности перед пассажирами.
Современные клубы взаимного страхования предоставляют страховое покрытие на нелимитированной основе, т.е. не ограничивают ответственность заранее оговоренной страховой суммой, кроме страхования экологических рисков.
Высший орган клуба взаимного страхования - общее собрание судовладельцев, которые избирают совет директоров, ревизионную комиссию и орган внутреннего арбитража. Текущая работа осуществляется фирмами-распорядителями или наемным управляющим агентом, в чьи функции входят расчеты страховой премии, оплата убытков, сюрвейерская работа и т.д.
В крупных портах различных стран клубы имеют своих представителей, которые по просьбе капитанов судов присутствуют при осуществлении грузовых операций, а в тех случаях, когда возникают основания ожидать предъявления к судовладельцу претензий, они приглашают сюрвейеров для производства осмотра и определения размера убытков. Они также принимают меры к наведению порядка при осуществлении погрузочно-разгрузочных операций и к обеспечению сохранности грузов.
Взаимное страхование ответственности судовладельцев широко применяется в Англии, Норвегии, Швеции, США и других странах. Наибольшую известность приобрели английские клубы взаимного страхования.
Финансовую базу клубов составляют взносы его членов, из которых формируются страховые фонды, предназначенные для оплаты возможных претензий к судовладельцам - членам клуба и для покрытия расходов на ведение дела. Клубы не преследуют цели извлечения прибыли. Размер страховых взносов зависит от состава флотов, входящих в тот или иной клуб, - типа судна, района плавания, объема страховой ответственности, требований национального законодательства в отношении ответственности судовладельцев за действия членов экипажа судна и его агентов, индивидуальной репутации судовладельцев, среднестатистических показателей убыточности члена клуба за ряд лет и т.д. Страховые взносы подразделяются на предварительные, или авансовые; дополнительные; чрезвычайные.
В настоящее время функции клубов не ограничиваются страхованием ответственности судовладельцев. В частности, клубы могут принимать меры к предотвращению ареста застрахованных судов и оформлять в этих целях необходимые гарантии или гарантии клубов. Клубы также консультируют своих членов по различным вопросам морского права, коммерческой практики и оказывают помощь в составлении проформ коносаментов и других грузовых документов, а также содействуют установлению деловых контактов со стивидорными, агентскими и другими фирмами, обслуживающими соответствующие суда.
Организация перестраховочной защиты ответственности судовладельца
Система перестрахования строится на основе международного пулового соглашения клубов взаимного страхования и складывается из следующих элементов:
- собственное удержание клуба. При необходимости клубы могут организовывать рыночное перестрахование собственного удержания;
- пуловое перестрахование ответственности сверх установленного лимита, т.е. участники пулового соглашения совместно перестраховывают убытки сверх собственного удержания в рамках нелимитированного покрытия;
- свыше суммы, определенной внутрипуловым перестрахованием, пул осуществляет перестрахование на базе эксцедента убытка на свободном рынке;
- на превышение лимитов перестрахования клубы покупают дополнительное рыночное покрытие. Его стоимость оплачивается не за счет текущих расходов клубов, а из доходов инвестирования средств резерва катастроф клуба. Резерв катастроф используется при возникновении убытков, превышающих лимиты внутрипулового, пулового рыночного и дополнительного рыночного перестрахования.