Столыпинская аграрная реформа
К началу работы I Государственной думы в российском обществе уже сложилось представление о двух возможных путях ликвидации аграрного кризиса. За образец предлагалось взять Германию, где в то время консервативный крестьянин являлся опорой монархии. Создать слой собственников-фермеров, как оплот стабильности, считал важнейшей задачей и П. А. Столыпин. Первый вариант, на котором настаивала дворянская партия, предусматривал сохранение помещичьего землевладения и уничтожение общины, курс на ее расслоение с постепенным переходом всей общинной земли к зажиточным общинникам. Съезд объединенного дворянства, который состоялся весной 1906 г., высказал П. А. Столыпину свои соображения о необходимости разрешения свободного выхода крестьян из общины и их свободного переселения на окраины.
Второй вариант предполагал в той или иной форме сокращение помещичьего землевладения. Две ведущие фракции I Думы (кадеты и трудовики) внесли в мае 1906 г. свои проекты решения аграрного вопроса. Обе партии считали, что крестьяне должны быть наделены дополнительной землей за счет создания государственного земельного фонда, формируемого из земель казенных, кабинетских и удельных, а также за счет частновладельческих земель помещиков. При этом кадеты предполагали скупку земель через Крестьянский банк, тогда как трудовики вели речь о принудительном отчуждении. Проект эсеров вообще предлагал национализацию всей земли и передачу ее тем, кто ее обрабатывает на основе уравнительного землепользования по единой трудовой норме. Все эти проекты были категорически отвергнуты правительством, хотя в октябре 1905 г. вариант принудительного выкупа помещичьих земель, пустовавших и сдававшихся в аренду, обсуждался и там достаточно серьезно. Но в своей речи перед депутатами Думы 13 мая 1906 г. П. А. Столыпин указал на недопустимость разрешения аграрного вопроса на предложенных Думой основаниях как затрагивающих принцип неотъемлемости и неприкосновенности частной собственности. Заявление, конечно, лукавое: в 1861 г. эти соображения не помешали изъять часть помещичьей земли для нужд государства.
Тем не менее необходимость реформы была очевидна для всех. Критическая ситуация в стране заставила правительство с особым вниманием отнестись к мнению дворянства. Был заключен своеобразный договор: дворяне сохранят свои земли, но взамен лояльно отнесутся к тем жестким мерам, которые правительство предполагало принимать в отношении революционеров. Конечно, чтобы реформа в аграрной сфере смогла воплотиться на практике, требовался ряд подготовительных законодательных мероприятий, которые обеспечили бы крестьянам свободу передвижения, а также реальную возможность приобрести дополнительную землю. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще и для ослабления крестьянского возмущения. Так, Манифестом 3 ноября 1905 г. было объявлено, что с 1906 г. сокращаются наполовину, а начиная с 1907 г. отменяются вовсе выкупные платежи, которые бывшие помещичьи, государственные и удельные крестьяне выплачивали еще со времен реформы 1861 г. Предписывалось увеличить средства Крестьянского банка и установить более льготные правила выдачи ссуд крестьянам на приобретение дополнительной земли. Юридический смысл указа в том, что были ликвидированы те ограничения в праве собственности на надельные земли, которые в свое время были установлены для исправного погашения выкупного долга. Он изменил характер крестьянского землевладения: до этого времени надельные земли считались условной собственностью. Пока не были полностью внесены выкупные платежи отдельные крестьяне (при подворном пользовании) или община (при общинном землепользовании) не могли распоряжаться землей.
Не менее важными задачами были устранение сословной обособленности крестьян, предоставление выборным от крестьян участия в законодательной деятельности. 5 октября 1906 г. был издан указ об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других податных сословий[1], который предоставил крестьянам и мещанам право поступления на государственную службу и учебу, расширил право на свободный выбор места жительства и т.д. Это был еще один важный шаг в направлении универсализации статуса российских подданных. Отменялись введенные в отношении крестьян ограничительные правила о паспортах. Правда, паспорт как таковой не отменялся, но были сняты требования об обязательной приписке к месту жительства. Упомянутым в указе лицам давалось право на получение постоянной паспортной книжки вместо принятого ранее пятилетнего паспорта. В том же году был принят ряд важных указов: об отводе под переселение крестьян части кабинетских и удельных земель; о новых льготах на переселение; о получении ссуд в Крестьянском банке на покупку земли. Специальным указом, принятым тоже в ноябре 1906 г., отменялся существовавший ранее запрет отдавать в залог надельные крестьянские земли.
9 ноября 1906 г. был издан указ о дополнениях некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования. На деле это был новый закон, который радикально менял строй земельных отношений в деревне. Юридическая сторона дела заключалась в том, что общинная собственность с подворным владением заменялась частной собственностью главы двора, т.е. личной частной собственностью. Указ также восполнял важные пробелы в действующем законодательстве. Так, до этого времени не был предусмотрен механизм совершения сделок об отчуждении состоящих в подворном владении участков надельной земли, на которые у собственников не имелось крепостных актов владения.
Как известно, Положения 1861 г. допускали выход крестьян из общины, но только с согласия квалифицированного большинства голосов участников схода и при условии полной выплаты всех задолженностей перед общиной и государством. Столыпинский указ от 9 ноября 1906 г. предоставлял крестьянам право свободного выхода из общины, которому корреспондировала обязанность общины дать такое разрешение с укреплением в собственность домохозяев, переходящих к личному владению, участков мирского надела. За выходящими из общины закреплялись земли, находившиеся в их фактическом пользовании, в том числе и арендуемые у общины (сверх полагающихся наделов), независимо от изменения числа душ в семье. Причем в общинах, где переделов не было в течение 24 лет, вся земля закреплялась бесплатно. Там, где переделы производились, излишки земли, сверх причитающихся на наличные мужские души, оплачивались по первоначальной средней выкупной цене, т.е. значительно дешевле рыночных цен. Эти правила должны были побудить к скорейшему выходу их общины наиболее зажиточных крестьян, располагавших излишками надельных и арендованных земель.
Выходившие из общины домохозяева имели право требовать, чтобы полагающаяся им земля выделялась одним куском-отрубом (если выделяющийся двор остается в деревне) или хутором (если этот двор переносит усадьбу за пределы деревни). Так можно было ликвидировать чересполосицу, одну из важнейших причин отсталости агротехники. Требование укрепить в личную собственность часть общинной земли должно было быть удовлетворено общиной в течение месяца. Если же это нс было сделано в установленный срок, выделение земли могло быть оформлено распоряжением земского начальника, который разбирал по существу все возникшие при этом споры и объявлял свое постановление. Жалобы на эти решения в общем порядке рассматривал уездный съезд земских участковых начальников.
Не надеясь на согласие Государственной думы, Столыпин получил одобрение Совета министров и обеспечил издание указа в порядке ст. 87 Основных законов. Никакой двухмесячный срок последующего одобрения Думой соблюден не был: указ стал законом только после утверждения его уже III Государственной думой 14 июня 1910 г. Закон не во всем совпадал с указом 1906 г. по содержанию. Так, в нем указывалось, что те общины, в которых переделы не производились с 1863 г., по факту должны считаться перешедшими к участково-подворному наследственному землевладению. Иными словами, соответствующего волеизъявления крестьян уже не требовалось, и общины как производственные единицы ликвидировались явочным порядком. Последовавший затем закон о землеустройстве от 29 мая 1911 г. представлял собой заключительный шаг к уравнению правового статуса надельных и частновладельческих земель.
Важным элементом столыпинской реформы стада переселенческая политика. До этого времени переселением крестьян из густонаселенных европейских регионов занимались только отдельные губернские земства. В сентябре 1906 г. часть земель, принадлежащих царской семье в Западной Сибири, на Дальнем Востоке, Казахстане и Киргизии, была передана для переселения крестьян из Центральной России. Переселением крестьян правительство пыталось решить ряд проблем: во-первых, разрядить аграрное перенаселение в центре страны и прежде всего в Черноземье; во-вторых, за счет увеличения численности русского населения усилить свою социальную базу на национальных окраинах; в-третьих, приступить к освоению необжитых и нередко пустынных регионов страны (особенно в Сибири и на Дальнем Востоке). Среди переселенцев преобладало беднейшее крестьянство. Всего за 1906–1914 гг. за Урал переселилось 3,1 млн человек, по далеко не все получили собственную землю. Примерно четверти поселенцев приходилось арендовать землю у местных крестьян.
Оценивая итоги столыпинской реформы, надо отметить, что к 1914 г. в сельском хозяйстве России имелись определенные положительные сдвиги. Увеличилась площадь посевов за счет освоения целины в Сибири и Казахстане, возрос общий валовой сбор зерна, в три раза увеличилось количество машин в сельском хозяйстве, начался кооперативный бум. Но неурожай 1911 г. показал, что реформа не создала устойчивой тенденции к росту сельскохозяйственной продукции. Так и не удалось создать критическую массу богатых фермеров-собственников земли. Община оставалась основной формой организации сельскохозяйственного производства. К 1906 г. в России было 14,7 млн крестьянских дворов, из которых 2,4 млн дворов было уже безземельными. 12,3 млн имели земельные наделы, в том числе на общинном праве – 9,5 млн, преимущественно в центральных регионах, черноземной полосе, на Севере и частично в Сибири, а 2,8 млн дворов – на подворном праве. Совсем не было общин в Прибалтике, на Западной Украине, и Западной Белоруссии, частично – на Левобережной Украине, в Восточной Белоруссии и в Сибири. Там существовало подворное пользование землей. Указ 9 ноября вводил в этих регионах (кроме Сибири) частную собственность на землю. Всего за период с 1907 по 1916 г. из общин вышло чуть более 2 млн крестьянских дворов. Кроме того, 468,8 тыс. дворов в тех общинах, в которых с 1863 г. не было переделов, получили акты о собственности на землю без своего волеизъявления.