Стипендии
Государственные образовательные стипендии представляют собой безвозмездные регулярные денежные выплаты учащимся, получающим высшее образование. Источником их финансирования выступают налоговые доходы государства. Стипендии являются одной из самых простых форм государственной поддержки студентов. Направлены они как на сокращение прямых издержек обучения, так и на обеспечение индивиду некоторого уровня дохода на период обучения в высшем учебном заведении.
Как видно из рис. 10.3, предоставление учащемуся образовательной стипендии в размере S позволяет покрыть его прямые расходы на обучение (D), обеспечивает некоторый положительный уровень дохода G на период обучения (S = D + G) и в итоге сокращает альтернативные издержки учебы в вузе до уровня А'. Тем самым, отдача от инвестиций в обучение растет, делая их более привлекательными.
Образовательные стипендии, снижающие издержки инвестиций в высшее образование, как правило, не зависят от среднедушевого
Рис. 10.3. Влияние стипендий на инвестиции в образование
дохода семьи студента, а также от привлечения учащимся дополнительных заемных средств для погашения расходов на образование. Наоборот, они могут зависеть от академических достижений студентов, например, от того, с какими оценками он окончил предыдущую ступень образования или предыдущий учебный год в университете. Стипендии, таким образом, поддерживают более способных и трудолюбивых, а не менее обеспеченных.
Образовательный кредит
Альтернативой студенческим стипендиям, действующим по принципу сокращения индивидуальных расходов, связанных с инвестициями в высшее образование, являются образовательные кредиты. Аналогично стипендиям предоставленные для финансирования расходов на высшее образование, займы способствуют росту текущей стоимости чистых выгод от обучения и тем самым повышают стимулы для инвестиций в образование. Однако в отличие от стипендии, в случае получения кредита студент после завершения обучения должен возместить государству стоимость оказанной ему финансовой поддержки.
Влияние кредита на инвестиции в образование представлено на рис. 10.4.
Как и в случае с финансовой поддержкой в форме стипендий, получение кредита (К) позволит погасить расходы учащегося на оплату обучения и снизить альтернативные издержки до уровня А'. Однако поскольку после завершения учебы часть дохода необходимо потратить на возмещение кредита, то на период погашения кредита снижаются и отложенные выгоды от обучения на величину R. В итоге, часть малообеспеченных индивидов, для которых в новых условиях PVB >PVC (т.е. В -R>A'), предпочтут воспользоваться образовательным кредитом и получить высшее образование, которое в отсутствие данной программы было им недоступно.
Рис. 10.4. Влияние образовательного кредита на инвестиции в образование
Чтобы стимулировать использование такого финансового механизма в сфере образования, государство может как выступать в качестве гаранта по образовательным займам (например, брать на себя ответственность за погашение кредита в случае болезни учащегося или иных непредвиденных обстоятельств), так и субсидировать процентные ставки банков по отношению к рыночному уровню и финансировать разницу из бюджета (к примеру, в Японии студенты из малообеспеченных семей имеют право на получение беспроцентного образовательного кредита)[1].
Заметим, что к настоящему моменту в мировой практике сформировалось несколько успешно действующих моделей кредитования студентов[2]. В России же система льготных образовательных кредитов еще только формируется.
Образовательный налог
При использовании такого подхода студент на период обучения получает некоторую финансовую поддержку в виде определенной денежной суммы – также своего рода кредит, но не от банка, а от государства. После завершения обучения и выхода на работу молодой человек обязуется возместить предоставленную ему ранее сумму путем выплаты специального образовательного налога на доходы лиц с высшим образованием (либо на протяжении всей трудовой карьеры, либо в течение определенного фиксированного периода). Ставка налога при этом может меняться в зависимости от стоимости программы обучения[1].
Действие такой программы проиллюстрировано на рис. 10.5 (в предположении, что работник с высшим образованием платит образовательный налог по ставке tg). Как и в предыдущих схемах, финансовая поддержка в размере F покрывает как прямые затраты на обучение, так и часть альтернативных издержек, связанных с инвестициями в образование, сокращая последние до уровня А'. Однако необходимость уплаты образовательного налога снижает также и отложенные выгоды от образования (В) на величину Т, уменьшая заработанный доход (YE) на период выплаты налога до уровня .
На практике такой вид налогообложения используется в Австралии и Новой Зеландии. Ставка налога при этом составляет от 2 до 4% от величины доходов лиц с высшим образованием, а выплаты налога осуществляются до момента погашения полной суммы долга[4].
Мы привели лишь несколько примеров государственного вмешательства в сферу образования, направленных на обеспечение принципа
Рис. 10.5. Влияние образовательного налога на инвестиции в образование
справедливости и достижение экономической эффективности. Как было отмечено выше, методы воздействия государства в систему образования достаточно обширны и разнообразны. Для более подробного знакомства с ними рекомендуем обратиться к дополнительным источникам.