Статистическая обработка результатов тестирования
После проведенного тестирования результаты могут быть оценены и использованы, если они статистически достоверны. Математическая обработка результатов необходима для оценки учебной группы, курса, факультета.
Для определения средних величин используют среднее арифметическое. С его помощью можно составлять различные группы студентов или одну и ту же группу в разные периоды тренировки. Среднее арифметическое (М, ) определяется по формуле
т.е. сумма всех отдельных измерений (хi) делится на число обследованных (n). Мерилом рассеивания результатов служит среднее квадратическое отклонение (S):
где xi – отдельные измерения; х – среднее арифметическое; п – число обследованных.
Статистическая достоверность различий сопоставляемых результатов рассчитывается по формуле
где t – критерий распределения Стьюдента; xt и х2 – средние показатели; т – средняя ошибка разности средних величин, которая рассчитывается по формуле
Степень взаимосвязи результатов сопоставляемых групп определяют по коэффициенту корреляции (r):
где xi – отдельные значения первого признака; х – средняя арифметическая величина первого признака или результат студентов первой группы; уi и у – то же второго признака или результатов второй группы.
Чем ближе коэффициент корреляции к 1, тем теснее связь между сопоставляемыми результатами. Связь может быть положительной и отрицательной. В первом случае при положительной связи при увеличении одного показателя увеличивается и второй; во втором случае при отрицательной связи увеличение одного показателя сопровождается уменьшением второго.
Для сопоставления величины колебаний в двух рядах измерений используют коэффициент вариации ( V):
Заканчивая раздел педагогического контроля, считаем необходимым подчеркнуть важность представленной доктором педагогических наук, профессором М. А. Годиком классификации основных понятий и терминов спортивной метрологии (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Основные понятия и термины спортивной метрологии
Термин/понятие |
Значение термина |
Пояснение к термину, в частности, способ намерения |
Пример |
1. Состояние спортсмена и модельные характеристики |
|||
Состояние спортсмена |
Уровень и структура морфофункциональных свойств спортсмена, определяющий его двигательные возможности |
Измерение комплекса информативных признаков, отражающих разные свойства спортсмена |
Состояние спортсмена на различных этапах годичного цикла, состояние после пробегания дистанции 1000 м и т.п. |
Этапное состояние |
Состояние, сохраняющееся длительное время (не менее месяца) |
Характеризуется значениями тестов, измеренных на отдельных этапах годичного цикла тренировки |
Уровень развития взрывной силы (ловкости, выносливости и т.п.) в конце подготовительного периода тренировки |
Подготовленность спортсмена |
Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений в ближайшие месяцы |
Измерения на отдельных этапах тренировки, контрольные соревнования |
Уровень подготовленности в конце подготовительного периода тренировки |
Текущее состояние |
Ежедневные изменения состояния спортсмена, обусловленные соревновательными или тренировочными нагрузками |
Результаты ежедневных измерений |
Состояние на следующий день после тренировочного занятия, соревнования или дня отдыха |
Текущая готовность |
Частный случай текущего состояния, характеризующийся готовностью к выполнению в ближайшие дни соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному |
Измерения, проведенные за день (за несколько дней) до старта, в котором был показан рекордный результат |
Состояние за день (за неделю) до достижения рекордного результата |
Оперативное состояние |
Состояние спортсмена во время или сразу же после выполнения физических упражнений |
Измерения, проведенные во время выполнения тренировочных или соревновательных упражнений или непосредственно после их окончания |
Состояние пловца (бегуна, конькобежца и т.п.) на определенном метре дистанции или сразу же после заплыва (забега) и т.п. |
Оперативная готовность |
Частный случай оперативного состояния, характеризующийся немедленной готовностью к выполнению соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному |
Спортивный результат, показанный в данном состоянии, а также косвенные измерения, оценивающие потенциальную возможность демонстрации высокого спортивного результата |
Состояние в момент, непосредственно предшествовавший старту, в котором был показан рекордный результат |
Модельные характеристики спортсмена |
Тесты, характеризующиеся наибольшей информативностью |
Результаты, показанные в этих тестах, используются для прогноза достижений на соревнованиях |
Вероятностные характеристики будущего рекордсмена мира в беге на 800 м (например, величины МПК или максимальная скорость бега) |
Этапные модельные характеристики |
Информативные показатели состояния спортсмена на отдельных этапах годичного цикла |
Используются для прогнозирования результатов соревнований на этапах годичного цикла |
Величина МПК, которую должны достичь конькобежцы в сентябре, чтобы иметь возможность продемонстрировать рекордные результаты в зимние месяцы |
Промежуточные модельные характеристики |
Информативные показатели состояния спортсмена на различных этапах многолетней подготовки |
Используются для прогнозирования результатов соревнований, а также для оценки эффективности тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки |
Значения результатов в тестах, которые необходимо достигнуть в ходе подготовки. Например, в тройном прыжке с места в 12 лет – 6,5 м; в 14 лет – 7,3 м; в 16 лет – 8,0 м; в 18 лет – 9,0 м; в 20 лет – 9,7м |
Педагогический контроль |
Контроль, осуществляемый тренером, а также исследователем-педагогом |
Педагогический контроль включает контроль: 1) за тренировочными нагрузками; 2) состоянием спортсмена; 3) спортивной техникой и тактикой; 4) спортивными результатами и поведением спортсмена на соревнованиях |
Контроль за перечисленными показателями, который проводят тренер, его помощники, а также сотрудники комплексных научных групп (КНП) |
Биомеханический контроль |
Контроль за техникой выполнения соревновательных и тренировочных упражнений |
Рассматривается как составная часть педагогического контроля, но может проводиться с привлечением биомехаников |
Регистрация времени по отрезкам дистанции, длины и частоты шагов, внутрицикловых колебаний скорости, силы отталкивания или гребка в видах спорта циклического характера; силы ударных движений в боксе; точности бросков мяча по кольцу в баскетболе и т.п. |
Оперативный контроль |
Контроль за оперативным состоянием спортсмена, в частности, его оперативной готовностью |
Экспресс-оценка того состояния, в котором на данные минуты находится спортсмен |
Определение ЧСС в паузах отдыха при повторных нагрузках; определение изменений в соотношении опорных и полетных фаз в длительном беге и т.д. |
2. Тренировочные эффекты |
|||
Динамика ЧССво время бега; ОГЛАВЛЕНИЕ лактата крови или сдвиг pH после забега и т.п. |
Изменения, наступающие в организме спортсмена во время выполнения тренировочного или соревновательного упражнения либо непосредственно после их окончания |
Измерения, проводимые на тренировочном занятии или соревновании либо сразу после их окончания |
|
Уменьшение силы разгибателей стопы после объемных прыжковых упражнений в занятиях предыдущего дня |
Изменения, наступающие в организме на следующий день после тренировочного занятия (занятий) или соревнования |
Измерения, проводимые на следующий день после тренировочного занятия или соревнований |
|
Кумулятивный тренировочный эффект |
Изменения в состоянии спортсмена, наступающие вследствие суммирования срочных тренировочных эффектов серии тренировочных занятий |
Комплексные измерения, проведенные в конце периода (этапа) тренировки |
Изменение подготовленности спортсмена в сентябре по сравнению с его подготовленностью в июне |
Частный тренировочный эффект |
Тренировочный эффект, вызываемый отдельным тренировочным средством |
Может быть измерен путем сравнения тренировочных эффектов, вызываемых разным набором тренировочных средств |
Тренировочный эффект, вызванный выполнением только скоростных тренировочных упражнений |
3. Разновидности контроля |
|||
Контроль за подготовкой спортсмена (команды) |
Сбор, оценивание и анализ информации о состоянии спортсмена (команды) в процессе его (ее) подготовки |
Контроль понимается как целостная деятельность, включающая не только сбор необходимых сведений, но и их сопоставление с имеющимися данными (планами, контрольными показателями, нормами и т.п.) и последующий анализ |
Контроль за состоянием спортсмена включает: 1) тестирование спортсмена (сбор информации); 2) сравнение полученных данных с имеющимися (оценивание); 3) вынесение заключения о состоянии спортсмена, соответствии состояния плану и т.п. (анализ) |
Комплексный контроль |
Контроль за процессом подготовки спортсмена, осуществляемый специалистами разного профиля (педагогами, врачами, биохимиками, физиологами и др.), которые собирают информацию о соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, а также о его состоянии, оцениваемом в стандартных условиях |
Имеет целью разностороннюю проверку состояния спортсмена. В зависимости от направленности отдельных сторон контроля и профиля специалистов выделяют педагогический, врачебный, биохимический и другие виды контроля |
ЭКО спортсмена с последующим сопоставлением его результатов с критериями соревновательной и тренировочной деятельности |
Текущий контроль |
Контроль за текущим состоянием спортсмена, в частности, его текущей готовностью |
Измерения, проводимые ежедневно либо один раз в несколько дней |
Текущий (ежедневный) контроль за массой тела, за динамикой физической работоспособности и т.д. |
Этапный контроль |
Контроль за этапным (устойчивым) состоянием спортсмена, в частности, его подготовленностью |
Проводимые, как правило, в конце этапа измерения показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств, технического и тактического мастерства спортсменов |
Этапные комплексные обследования, УМО |
Предложенная классификация может служить как бы маяком (ориентиром), указывающим дальнейшее направление в науке. Безусловное достоинство таблицы – это богатство фактических данных, собранных, проанализированных и систематизированных автором.