Стабильность состояния и стабильность развития организации
Для менеджмента знания о кризисе, его возможных проявлениях в жизнедеятельности системы служат основой для разработки технологий по предотвращению или смягчению отрицательных и усилению положительных последствий. Это проблема обеспечения стабильности состояния на определенных этапах развития и стабильности развития организации в целом.
Развитие не может быть бескризисным, но при этом развитие может быть стабильным. И здесь нет парадокса.
Это наблюдается в тех случаях, когда кризис не несет разрушительного потенциала, а служит обновлению и новому взлету положительных параметров. Такая тенденция зависит от менеджмента, в том числе от его технологий. Точнее, технологий антикризисного менеджмента, которые направлены на предвидение кризиса, смягчение отрицательных его проявлений и превращение его в новый этап позитивного развития. Что это за технологии? Они отличаются:
• особой методологией оценки ситуации (улавливание слабых сигналов возможного кризиса);
• проектированием программ антикризисного и послекризисного развития;
• обеспечением готовности персонала к возможным отрицательным явлениям;
• диверсификацией менеджмента по факторам структуры возможного кризиса;
• созданием фонда резервных ресурсов;
• контролем состояния внешней среды;
• исследованием причин и характера возможного кризиса;
• укреплением системы ответственности по стратегическим факторам развития.
Вообще возможность кризиса и повышение вероятности его наступления возникают в переходных периодах развития фирмы, в периодах между этапами цикла развития.
Каждый из переходных периодов так же, как и этапы, имеют свои временные границы и качественные особенности.
Первые определяются эффективностью менеджмента, точнее, технологией антикризисного управления, вторые – закономерной последовательностью возникновения новых свойств в развитии фирмы. Эти свойства можно рассмотреть по внутренним и внешним признакам.
Внутренние свойства:
• финансовое положение;
• управляемость;
• социально-психологическая атмосфера деятельности;
• интеллектуальный и инновационный потенциал;
• ресурсосбережение;
• стратегия;
• информационные технологии;
• качество персонала.
Внешние признаки:
• конкурентоспособность;
• конкурентные преимущества;
• имидж фирмы;
• региональная структура;
• социально-политическая позиция;
• международные связи;
• паблик рилейшенз;
• природные условия.
Именно сочетание всех этих свойств, выраженное в показателях функционирования фирмы, и характеризует качественную определенность этапа ее развития. А переходный период отражает последовательные изменения в определенном направлении от этапа к этапу.
Но не всякие изменения отражают переходный период. Существуют изменения, которые характеризуют простую неустойчивость, флуктуацию показателей под воздействием природных или социальных условий, перипетии конкурентной борьбы, ситуации рынка и пр.
Поэтому в практике антикризисного управления очень важно уметь распознавать характер изменений в управляемых и неуправляемых процессах, отделять изменения переходного периода от изменений нормального функционирования фирмы.