Стабильность состояния и стабильность развития организации

Для менеджмента знания о кризисе, его возможных проявлениях в жизнедеятельности системы служат основой для разработки технологий по предотвращению или смягчению отрицательных и усилению положительных последствий. Это проблема обеспечения стабильности состояния на определенных этапах развития и стабильности развития организации в целом.

Развитие не может быть бескризисным, но при этом развитие может быть стабильным. И здесь нет парадокса.

Это наблюдается в тех случаях, когда кризис не несет разрушительного потенциала, а служит обновлению и новому взлету положительных параметров. Такая тенденция зависит от менеджмента, в том числе от его технологий. Точнее, технологий антикризисного менеджмента, которые направлены на предвидение кризиса, смягчение отрицательных его проявлений и превращение его в новый этап позитивного развития. Что это за технологии? Они отличаются:

• особой методологией оценки ситуации (улавливание слабых сигналов возможного кризиса);

• проектированием программ антикризисного и послекризисного развития;

• обеспечением готовности персонала к возможным отрицательным явлениям;

• диверсификацией менеджмента по факторам структуры возможного кризиса;

• созданием фонда резервных ресурсов;

• контролем состояния внешней среды;

• исследованием причин и характера возможного кризиса;

• укреплением системы ответственности по стратегическим факторам развития.

Вообще возможность кризиса и повышение вероятности его наступления возникают в переходных периодах развития фирмы, в периодах между этапами цикла развития.

Каждый из переходных периодов так же, как и этапы, имеют свои временные границы и качественные особенности.

Первые определяются эффективностью менеджмента, точнее, технологией антикризисного управления, вторые – закономерной последовательностью возникновения новых свойств в развитии фирмы. Эти свойства можно рассмотреть по внутренним и внешним признакам.

Внутренние свойства:

• финансовое положение;

• управляемость;

• социально-психологическая атмосфера деятельности;

• интеллектуальный и инновационный потенциал;

• ресурсосбережение;

• стратегия;

• информационные технологии;

• качество персонала.

Внешние признаки:

• конкурентоспособность;

• конкурентные преимущества;

• имидж фирмы;

• региональная структура;

• социально-политическая позиция;

• международные связи;

• паблик рилейшенз;

• природные условия.

Именно сочетание всех этих свойств, выраженное в показателях функционирования фирмы, и характеризует качественную определенность этапа ее развития. А переходный период отражает последовательные изменения в определенном направлении от этапа к этапу.

Но не всякие изменения отражают переходный период. Существуют изменения, которые характеризуют простую неустойчивость, флуктуацию показателей под воздействием природных или социальных условий, перипетии конкурентной борьбы, ситуации рынка и пр.

Поэтому в практике антикризисного управления очень важно уметь распознавать характер изменений в управляемых и неуправляемых процессах, отделять изменения переходного периода от изменений нормального функционирования фирмы.