Сравнительный анализ потребностей в обучении у менеджеров и студентов бизнес-школ
Наши выводы о рассогласовании предлагаемых вузовских курсов по менеджменту и потребностей практики подтверждаются при сравнении двух проведенных разными исследовательскими группами опросов. Goby (1999) провела исследование приоритетов студентов бизнес-школ при обучении менеджменту. Результаты исследования показаны в табл. 8.6.
Таблица 8.6
Потребности студентов, обучающихся менеджменту, в освоении конкретных техник управления персоналом
Темы курса |
Число выбранных тем (N = 52) |
Выбор с первого раза |
Выбор со второго раза |
Выбор с третьего раза |
Интервью о работе |
49 |
24 |
9 |
п |
Навыки общения |
45 |
17 |
18 |
– |
Работа с агрессией |
37 |
– |
14 |
17 |
Групповая динамика |
29 |
6 |
8 |
– |
Исследования для бизнеса |
21 |
3 |
– |
7 |
Исследование случая |
21 |
– |
– |
10 |
Международная бизнес-коммуникация |
19 |
– |
7 |
– |
Независимо от первого исследования J. Jiang (1998) провел опрос опытных менеджеров, касающийся их мнений о наиболее важных знаниях и умениях в управлении. Опрос выявил следующую последовательность преференций по убывающей:
– интервьюирование;
– распоряжение;
– управление;
– речь;
– слушание;
– письмо;
– сотрудничество;
– терпение;
– лидерство;
– чувствительность;
– дипломатичность;
– обучение;
– эмпатия;
– организационная коммуникация;
– политика;
– продажа;
– уверенность;
– невербальная коммуникация.
Сравнение двух проведенных исследований (опросы студентов и менеджеров) дает повод для размышлений о различиях в стандартном курсе обучения менеджеров и запросах практики. То, что и студенты, и менеджеры поставили на первое место технику интервьюирования, на второе место – коммуникативные умения, подтверждает их актуальность. Менеджеры выделяли коммуникативные умения более дифференцированно. Значительную часть их списка представляют те или иные аспекты коммуникации: повелевание, речь, слушание, терпение, чувствительность, дипломатичность, эмпатия, невербальная коммуникация. В то же время менеджеры не упомянули такие позиции, традиционно включаемые в учебный план, как проведение исследований, групповая динамика.
Для разработчиков учебных планов клиентная ориентированность чрезвычайно важна. Сравнение же результатов проведенных исследований показывает, что в этом направлении немногое делается даже в успешно работающих зарубежных бизнес-школах.
Для подготовки людей к работе требуются три уровня обучения. Первый уровень – простой тренинг выполнения заданий, во время которого человек пошагово вводится в специфические процедуры, выполняемые на рабочем месте. На втором уровне – формального обучения – человек приобретает основные представления о мире и интеллектуальные умения. Традиционно эти знания получают в средней школе и вузе. На третьем уровне – культурного образования – обычно в процессе жизнедеятельности приобретаются все те знания, без которых человек не смог бы функционировать в культурном аспекте. Раньше автоматически считалось, что принимаемый сотрудник готов к работе с точки зрения культуры. Сейчас структура профессий все больше дифференцируется, поэтому вполне возможно, что разрыв между потребностями организации и тем, что дает на выходе высшее образование, увеличивается. Выпускники даже самых престижных вузов, как правило, нуждаются в доучивании на местах. Функция обучения, введенная в структуру функций организации, сокращает период адаптации нового сотрудника к требованиям его рабочего места и поэтому имеет очевидный материальный эффект, выражающийся в росте производительности и снижении числа ошибок.
Напомню, что обучающиеся организации возникают только там, где есть обучающиеся менеджеры. Поэтому наше мнение таково: наиболее важное качество менеджера – его открытость новому и рефлексивная позиция по отношению ко всем аспектам жизни организации.
Заключая, следует отметить, что интерес к развитию сотрудников в России начал неуклонно расти. Одна из ведущих причин этого состоит в исчерпании наиболее простых источников роста доходов в первые десятилетия рыночных преобразований. Грубо говоря, когда многое из наследства Советского Союза оказалось поделенным и исчезли товарные дефициты, среди прочих ресурсов, обеспечивающих прибыльность предприятий, оказались и человеческие ресурсы. Не было бы счастья да несчастье помогло. Теперь принято жаловаться на кадровые проблемы, на сложности с расширением производства из-за отсутствия соответствующих специалистов, на отток интеллектуальных ресурсов за рубеж. Настало время, когда можно говорить о серьезности намерений многих компаний развивать, обучать своих сотрудников, развивать систему накопления и использования их знаний и интеллектуальных ресурсов.