Спрос и предложение на рынке труда
Спрос на рабочую силу как элемент механизма рынка труда в общем виде отражает объем и структуру потребностей отдельных предприятий в определенном количестве работников: в физических лицах, когда рассматривается как элемент текущего рынка труда, т.е. на каждый данный момент времени (месяц, квартал, год), или в среднегодовом исчислении, когда рассматривается как элемент совокупного (национального, по стране) рынка труда. В последнем случае спрос на рабочую силу отражает время, которое должно быть отработано среднестатистическим работником, как правило, в течение года.
Общий (совокупный) спрос на рабочую силу количественно равен сумме занятых и имеющихся вакантных рабочих мест. В свою очередь, сумма занятых в экономике страны составляют величину реализованного, или удовлетворенного, спроса на рабочую силу. Количество рабочих мест, остающихся свободными (вакантными) по различным причинам, представляет собой нереализованный (неудовлетворенный), или резервный, спрос.
Кроме того, на совокупном и текущем рынке труда существует эффективный спрос на рабочую силу. Это расчетная величина, определяемая как разность между общим спросом и величиной излишней численности работников. Последняя количественно характеризует наличие во всех сферах производства работников, излишних с точки зрения экономической целесообразности. При исчислении масштабов излишней численности работников учитываются многие факторы: потери рабочего времени, связанные с низкой интенсивностью труда; излишние затраты общественного труда, связанные с потерями продукции на стадиях производства, хранения, транспортировки и реализации; устранимые целодневные и внутрисменные потери рабочего времени; рабочее время, потраченное па производство продукции, оказавшейся нереализованной, и др.
Нормальное и стабильное функционирование предприятий и экономики в целом предполагает необходимость определения потенциального спроса на рабочую силу с учетом перспектив развития предприятий - расширения производства, его реструктуризации и создания самостоятельных производственных структур (и следовательно, новых рабочих мест) и т.д. Это предполагает разработку прогнозных моделей потребности (спроса) предприятий в дополнительных работниках в расчете на кратко-, средне- и долгосрочный периоды. Такие модели строятся на основе совокупности факторов, оказывающих влияние на объем, структуру и динамику спроса. Прогнозирование спроса на рабочую силу является важной составляющей (но не единственной) кадрового планирования, осуществляемого всеми предприятиями при формировании своего трудового потенциала. Целью кадрового планирования является предоставление рабочих мест в нужное время и в необходимом количестве в соответствии со спросом предприятия, уровнем подготовки рабочей силы и требованиями производства. При этом рабочие места должны отвечать требованиям создания нормальных условий труда и обеспечения полной, продуктивной занятости, с тем чтобы работающие могли максимально использовать свои профессиональные способности и эффективно трудиться. На современных предприятиях кадровое планирование должно осуществляться но двум взаимосвязанным направлениям - планирование потребности в необходимой рабочей силе и планирование конкретных рабочих мест.
Конкретные рабочие места связаны с профилем предприятия и, следовательно, с конкретными видами труда. Они определяют структуру спроса на рабочую силу. Отсюда следует, что спрос на рабочую силу дифференцирован но количеству и профессиональному многообразию видов труда.
Укрупнено структуру спроса па рабочую силу можно представить следующими группами (по признаку профессионально-квалификационного уровня нанимаемой рабочей силы): а) спрос на квалифицированную рабочую силу; б) спрос на рабочую силу средней квалификации; в) спрос на рабочую силу низкой квалификации; г) спрос на неквалифицированную рабочую силу.
В российской экономике нарастает процесс вымывания квалифицированных работников из сферы производства в пользу работников средней и низкой квалификации, а также неквалифицированных рабочих. В структуре спроса, реализуемого через службу занятости, преобладает спрос на малоквалифицированную рабочую силу, тогда как среди ищущих работу по найму значительная часть - это лица с высоким уровнем образования и профессиональной подготовки.
Спрос на труд формируется на различных уровнях: макро-, мезо- и микроуровне. Непосредственно рабочие места создают предприятия различных форм собственности, поэтому передовая линия спроса на рабочую силу пролегает на микроуровне, т.е. на уровне первичного звена производства (предприятия, фирмы, организации). Однако при всей важности роли первичного звена в формировании спроса на рабочую силу последний не замыкается па микроуровне.
Государственный спрос на труд на общенациональном и региональном уровнях имеет (по сравнению с частным рыночным сектором) существенные отличия. Государственный спрос на рабочую силу подразделяется па две основные группы:
o спрос в сфере материального производства;
o спрос в сфере нематериального производства.
Сирое в сфере материального производства означает, что государство в отдельных отраслях реального сектора выступает в качестве работодателя (например, военно-промышленный комплекс, космос и др.)
Государственный спрос на рабочую силу в сфере нематериального производства включает отрасли социальной сферы: образование, здравоохранение, культура и т.д. К нерыночным отраслям, находящимся в зоне государственного спроса на рабочую силу, относятся отрасли госслужбы (аппарат государственного управления) на всех уровнях его существования (федеральном, региональном, местном).
Таким образом, процесс формирования совокупного спроса на рабочую силу слагается из следующих составляющих: а) индивидуального спроса отдельно взятой организации; б) суммарного индивидуального спроса предприятий данной отрасли; в) суммарного спроса всего комплекса отраслей частного сектора экономики; г) государственного спроса в сфере материального производства; д) государственного спроса в отраслях социальной сферы и государственного управления.
Спрос в рамках национальной экономики (или совокупный спрос на рабочую силу в целом) слагается из суммы спроса в рамках частного сектора и спроса в рамках государственного сектора экономики.
Определение совокупного спроса имеет принципиальное значение не только в теоретическом, но и в практическом отношении; оно связано с разработкой и реализацией экономической политики государства. Соотношение совокупного спроса на рабочую силу за конкретный период и общей численности рабочей силы (совокупного предложения труда) позволяет определить уровень занятости экономически активного населения, а также уровень и масштабы незанятости (безработицы). Следовательно, категория совокупного спроса на рабочую силу выступает в качестве основы и непременного условия государственного регулирования рынка труда, занятости и безработицы.
Рассмотрим факторы формирования спроса на рабочую силу. К числу глобальных факторов расширения спроса на рабочую силу относятся экономический рост; увеличение объемов выпускаемой продукции; наращивание капитальных вложений и постоянное вовлечение в сферу занятости дополнительных работников, т.е. расширение спроса на труд.
К макрофакторам относятся также жесткость кредитно-денежной политики, свертывание убыточных производств, процессы приватизации и акционирования, структурные изменения в производстве.
К числу факторов, определяющих объем, структуру и динамику спроса на микроуровне, относятся спрос на производимую предприятием продукцию, ее реализация; эффективность функционирования предприятия в конкурентной среде и др.
Опыт стран с развитой экономикой свидетельствует, что в рыночной экономической системе на микро- и макроуровнях существуют ограничители спроса на рабочую силу. К их числу относятся научно-технический прогресс; рост производительности труда; внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция; цены на продукцию предприятия.