Спрос и предложение
Цена. В экономике слово спрос означает желание приобрести товар или услугу, уплатив за это определенную сумму. Спрос – это количество продукта, который потребители готовы покупать по определенной цене в течение установленного периода времени. Например, если потребители еженедельно приобретают 1000 единиц некоего товара X по цене 500 руб. за штуку, можно сказать, что величина спроса на этот товар по цене 500 руб. составляет 1000 единиц в неделю.
Сразу следует отметить, что величина спроса на определенный товар может быть вовсе не тождественна степени нужды в данном товаре. Ведь целью деятельности любой фирмы является не удовлетворение потребностей населения, а получение прибыли. Ни одна из них не будет продавать свою продукцию но цене равной или ниже издержек производства. Поэтому когда экономисты говорят о спросе, они имеют в виду не интенсивность желания приобрести товар и даже не степень нужды в нем. В экономике речь всегда идет о так называемом платежеспособном спросе, т.е. о спросе, обеспеченном наличием соответствующих денежных средств.
Слово предложение означает количество товара, которое можно было бы выставить на продажу по определенной цене в течение установленного времени. Например, если за неделю в магазины поступает 1000 единиц того же товара X по продажной цене 500 руб., можно сказать, что предложение этого товара по цене 500 руб. составляет 1000 единиц в неделю.
Однако и здесь, как и в случае со спросом, следует сделать некоторые уточнения. В объем предложения включаются не просто произведенные, а именно выставленные на продажу товары. Так, например, иногда, когда при высоких урожаях цены на сельскохозяйственную продукцию резко снижаются, фермеры предпочитают уничтожить часть овощей и фруктов, чтобы не допустить чрезмерного удешевления своей продукции.
Рыночная (уравновешенная) цена. Цена товара или услуги представляет уравновешенную денежную сумму, за которую покупатель готов купить, а продавец – продать товар или услугу. Естественно, что покупатель заинтересован в том, чтобы цена покупаемого товара была минимальной, а продавец, напротив, заинтересован в том, чтобы продать свой товар по максимальной цене. Следовательно, реальная продажная цена установится в итоге молчаливого (или явного) соглашения между продавцом и покупателем и будет представлять собой результат баланса их противоположных интересов. Зависимость между ценой, спросом и предложением может быть выражена графиком, представленным на рис. 1.
Рис. 1
Точка пересечения кривых спроса и предложения покажет рыночную, или уравновешенную, цену товара X, при которой величина спроса будет равна величине предложения. В данном случае такое равновесие наступит при цене товара в 500 руб. При такой цене величины спроса и предложения сравняются и будут составлять 1000 единиц в неделю.
Уравновешенная цена устанавливается не сразу, а постепенно, после некоторых колебаний. Ведь если купля-продажа товара будет происходить по ценам, отличающимся от равновесной, то либо предложение превысит спрос, либо, наоборот, спрос превысит предложение. В результате образуется либо избыток, либо дефицит товара, что, в свою очередь, неизбежно приведет к корректировке его цены в сторону приближения к равновесной.
Дополнительные факторы, влияющие на ценообразование
Основным фактором, определяющим продажную цену того или иного товара, является соотношение спроса и предложения. Однако в развитой рыночной экономике совершенно свободный баланс спроса и предложения является, скорее, идеалом, поскольку существуют факторы, действие которых может способствовать изменению цен через направленное влияние на величину спроса. Рассмотрим несколько таких факторов, благодаря действию которых государство или фирмы могут повлиять на величину спроса и тем самым способствовать изменению цен или, наоборот, путем введения оптимальных цен повысить объем продаж.
Изменение реального дохода населения. Рост реального дохода населения приводит к росту его платежеспособности, а следовательно, и к увеличению спроса. Снижение реального дохода ведет к падению спроса. Таким образом, уровень спроса зависит от реального дохода населения. Государство может повышать спрос, снижая налоги или повышая пособия по социальному обеспечению, или понижать его, повышая налоги или уменьшая пособия.
Совместный спрос, который возникает тогда, когда приобретение одного товара автоматически влечет повышение спроса на другой, дополняющий его. Так, расширение продаж автомобилей ведет к повышению спроса на бензин. При этом цены на товары совместного спроса обычно являются взаимоувязанными. Например, повышение цен на бензин ведет к снижению спроса иа автомобили и, соответственно, к понижению цен на них. Фирмы, производящие такие товары совместного спроса, должны очень точно определять баланс цен на свою продукцию, чтобы обеспечить максимальный объем продаж по ценам, обеспечивающим достаточную прибыль.
Товары, связанные со вкусом и модой. Существуют товары, спрос на которые подвержен большим и частым изменениям в зависимости от моды, например одежда, обувь, развлечения. На первый взгляд кажется, что никакое прогнозирование здесь невозможно, настолько все в этой области зависит от личных вкусов и пристрастий отдельных людей – потенциальных потребителей модной продукции. Однако и в сфере моды действуют общие законы рынка, и производители модных товаров также весьма озабочены тем, чтобы, опираясь на знание таких законов, предугадывать основные тенденции в изменении структуры спроса на свою продукцию.
Для достижения успеха на рынке производителям необходимо постоянно следить за динамикой спроса, чтобы, следуя его изменениям, повышать или понижать цены на выпускаемую продукцию и объемы ее производства. Однако производитель может не просто следовать за динамикой спроса, а активно влиять на нее, стимулируя повышение спроса на выпускаемую им продукцию. Важнейшим средством стимулирования спроса па ту или иную продукцию является реклама.