Способности и эффективность персонала
С точки зрения долгосрочных перспектив предприятия большое значение имеют люди, реализующие стратегию. Имеет ли предприятие достаточные человеческие ресурсы для реализации действующих и будущих стратегий? Соответствуют ли принимаемые в организацию работники ее потребностям или здесь есть серьезные недостатки? Многие предприятия, рост которых носил взрывной характер, не смогли обеспечить развитие систем, человеческих ресурсов и внутренней структуры, соответствующих расширению предприятия, и поэтому потерпели поражение.
Предприятие следует оценивать не только по наличию человеческих ресурсов, но и с точки зрения их обучения и развития. Здоровая организация объединяет активных, состоявшихся людей, имеющих определенную мотивацию и постоянно повышающих свою квалификацию. Все эти качества отслеживаются и оцениваются в рамках опроса персонала и групповых дискуссий. Несомненно, именно отношение рабочих к своей работе послужило главным фактором, обеспечивающим японским автомобильным компаниям преимущества в течение трех последних десятилетий по качеству продукции и затратам. Как правило, в сфере обслуживания, например, в банковском секторе и на предприятиях быстрого питания, способность обеспечить эффективное функционирование персонала и его ответственное отношение к работе является одним из ключевых факторов успеха.
Важный момент в деятельности предприятия - вопрос распределения полученной прибыли, но так, чтобы это распределение привело к росту прибыли предприятия в дальнейшем. Существует два основных направления повышения прибыли - это улучшение производительности (любой - и трудовой, и производственной) и рост продаж (см. рис. 12.9). При этом можно выделить такие факторы повышения прибыли, как:
o активы организации;
o изменение источников активов (капитал);
o внедрение в сегмент рынка;
o развитие предприятия.
В итоге очевидно, что возможны три основных направления концентрации усилий предприятия. Это: 1) ориентация на наличность и повышение дохода, 2) ориентация на расширение использования капитала (собственного и заемного), и 3) ориентация на развитие хозяйственной деятельности предприятия.
Разумное, сбалансированное сочетание всех этих трех направлений может привести к существенному повышению прибыли предприятия.
Рис. 12.9. Направления повышения прибыли
личной интенсивностью воздействия на прибыль, характеризуется коэффициентом операционного рычага:
Чем выше значение коэффициента операционного рычага, тем в большей степени организация способна ускорять темпы прироста прибыли по отношению к темпам прироста объема продаж, т.е. при одинаковых темпах прироста объема продаж организация, имеющая больший коэффициент операционного рычага, при прочих равных условиях всегда будет в большей степени увеличивать сумму своей прибыли.
Конкретное соотношение прироста суммы прибыли и объема продаж, достигаемое при определенном коэффициенте операционного рычага, характеризуется показателем эффекта операционного рычага (ЭОР).
Факторная модель расчета ЭОР имеет следующий вид:
Показывает степень чувствительности прибыли к изменению объема продаж. ЭОР выражает степень коммерческого риска, обусловленную изменением объема продаж и уровнем постоянных затрат в общей сумме затрат.
Задавая тот или иной темп изменения объема продаж, используя данную модель, можно рассчитать, как возрастет сумма прибыли при сложившемся коэффициенте операционного рычага. Различия в достигаемом эффекте в разных организациях будут определяться различиями в соотношении их постоянных и переменных затрат, отражаемыми коэффициентом операционного рычага.