Специфика процессов, составляющих ЭП

Специфика процессов, образующих ЭП, обнаруживается при выделении их доминирующих функций. Так, для процесса обучения доминирующей функцией является обучение, для процесса воспитания – воспитание и т.д. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, ОГЛАВЛЕНИЕ, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых приходится также выделять доминирующие характеристики. Например, в содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитость, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентаций, установок, мотивов и т.д. В то же время формируются также и представления, и знания, и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.

Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании превалируют более свободные формы различного характера, общественно полезная, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд. Различаются и единые в своей основе методы достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную, эмоциональную, волевую сферы. Свою специфику имеют методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании. Например, в обучении обязательно применяются устный контроль, письменные работы, зачеты, экзамены. Контроль результатов воспитания менее регламентирован. Информацию педагогам здесь дают наблюдения за ходом деятельности и поведения учеников, общественное мнение, объем выполнения намеченной программы воспитания и самовоспитания, другие прямые и косвенные характеристики.

Все описанное выше – это более-менее видимые контуры и атрибуты эдукационной системы. Самого главного глазами не увидишь. Педагогам приходится прилагать немало труда, чтобы соединить все в плавном, согласованном процессе. Здесь мало выстроить абстрактную схему. Надо понять ее внутреннее развитие: увидеть по составляющим элементам и уходящее прошлое, и наличное настоящее, и наступающее будущее, разглядеть систему в ее диалектическом развитии. Тут на смену неуклюжей, грубо сколоченной теории приходит интуиция, нежное прикосновение сердец. Если это случится, процесс пойдет, результат будет. Если же нет – останется только бездушная, казенная схема.