Выводы

1. Зачем создаются запасы?

Запасы создаются для того, чтобы обеспечивать бесперебойность производственных и торговых процессов, необходимый уровень обслуживания, эффективное использование техники, оборудования, персонала, энергии и других ресурсов. Разные виды запасов выполняют разные задачи. Так, текущие запасы обеспечивают непрерывность обслуживаемых процессов

Рис. 6.23. Различные варианты многономенклатурных поставок:

а - независимая поставка (СП1т = 1019 у.е.); б — одновременная поставка (Ст1П = 742 у.е.); в — кратная поставка, базовый вариант (Ст1П = 732 у.е.); г — кратная поставка, оптимальный вариант (Ст.п- 725 у.е.)

между двумя очередными поставками; страховые запасы создаются для тех же целей, но на случай непредвиденных обстоятельств, сбоев, опозданий и т.п.; подготовительные запасы необходимы для обеспечения равномерности и ритмичности производственных процессов.

2. Что понимается под управлением запасами?

Под управлением запасами понимается определение параметров запасов, организация контроля за уровнем запасов, своевременным их пополнением. Основными параметрами, характеризующими запасы, являются максимальный, средний, минимальный уровни запаса, интервал поставки, время выполнения заказа, точка (уровень) заказа и ряд других.

3. С помощью каких методов можно рассчитать параметры запасов?

Существует достаточно большое количество методов определения запасов. Размер, периодичность поставок, величина текущего и страхового запасов могут быть определены с помощью статистических методов. Эти методы основаны на статистике о выполненных ранее поставках и предполагают достаточно простые вычисления. Однако не стоит забывать о неоднозначности результатов при обработке смешанных процессов, характеризующихся случайными величинами и моментами возникновения спроса и осуществления поставки.

Для определения величины заказа применяются статические модели. Сфера их применения ограничивается ситуациями одноразового пополнения запаса для удовлетворения всего спроса, т.е. без повторных поставок.

Страховые запасы могут быть определены с помощью формулы Феттера — Даллека, которая учитывает параметры (среднее значение и среднее квадратическое отклонение) времени выполнения заказа поставщиком и расхода запаса, а также вероятность отсутствия дефицита.

Большая роль в определении параметров запасов и поставок отводится модели оптимального размера заказа по формуле Харриса — Уилсона. Эта модель учитывает затраты на выполнение заказа и хранение запаса, минимизируя сумму этих составляющих затрат. Формула определения оптимального размера заказа в классическом виде справедлива при достаточно большом виде допущений, что стало причиной исследований по ее совершенствованию. Так, существуют варианты формулы оптимального размера заказа для расчета затрат на хранение в зависимости от площади, занимаемой запасом, для учета оптовых и дифференциальных скидок; модификации, соответствующие немгновенности поставок, а также учитывающие ситуации дефицита.

Если может быть организована поставка сразу нескольких разных товаров, то параметры запасов могут быть рассчитаны на основе моделей многономенклатурных поставок.

4. Каково назначение ABC- и XYZ-анализа в управлении запасами? Как производятся эти виды анализа?

АВС-анализ производится для разделения запаса на группы А, В и С с разным вкладом в результат или значением для предприятия. Такими критериями, которые выступают параметрами оценки этого вклада или значения, являются стоимость запаса, прибыль от реализации товара, количественная оценка спроса и ряд других показателей. Разделение на группы с разным вкладом (значением) нужно для правильной организации управления запасами номенклатурных позиций, включенных в ту или иную группу запаса. При этом считается, что группа А самая немногочисленная, но имеющая самое большое значение (вклад в какой-то результат), группа В может быть больше по численности, но вклад ее намного меньше, группа С — самая большая, но на нее приходится самое низкое значение в результате.

Разделение на Л, В и С может выполняться эмпирическим способом, который опирается па накопленный опыт в области разделения на такие группы; аналитическим способом, основанным на подборе аналитической зависимости для интегральной кривой параметра разделения на группы; графическим способом, предполагающим построение интегральной кривой и касательной к ней; дифференциальным способом, который ориентируется на средние значения параметра, лежащего в основе разделение номенклатуры запаса на группы.

XFZ-анализ необходим для разделения всей номенклатуры запаса на группы, отличающиеся разной степенью равномерности спроса. Это позволяет получить разные оценки точности прогнозирования спроса. Группа X — это товарные позиции, спрос на которые достаточно равномерен и хорошо прогнозируем (ошибка прогноза незначительна). Группа Y — позиции номенклатуры, характеризующиеся значительными колебаниями спроса, ограничивающими точность прогнозирования. Группа Zобразована товарами с эпизодическим спросом, предсказать который по имеющимся данным не представляется возможным.

Принадлежность товара к группам X, 7 и Z можно определить по динамическому коэффициенту вариации, поскольку он учитывает динамику процесса расхода запаса. Статический коэффициент вариации такой оценки не позволяет получить, поэтому его применение в целях .XYZ-анализа не рекомендуется.

5. Зачем нужны стратегии управления запасами?

Стратегии управления запасами нужны для достижения целей управления запасами и предполагают выполнение таких действий, как осуществление контроля и учета запаса, позволяющего определить периодичность или частоту управленческих мероприятий по контролю и учету, величину заказа и размер запасов.

Стратегии управления запасами различаются в зависимости от того, какие параметры системы управления запасами изменяются, а какие — остаются постоянными величинами. Это могут быть размер и (или) периодичность заказов.