Создание и развитие системы инновационных кадров
Важнейшая составляющая при реализации любого проекта – эффективная работа кадров. Особенно это важно для тех проектов, которые подразумевают исследования и разработки.
Успех любых НИОКР зависит от двух важнейших составляющих: материально-технической базы и кадрового обеспечения научных исследований. Для прорывного развития фундаментальных и прикладных исследований, формирования инновационной инфраструктуры и перехода к экономике знаний помимо увеличения общих затрат на НИОКР не менее важна система подготовки и воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и последующего привлечения их на рынок труда в сфере российской науки.
Д. А. Медведев 24 июля 2008 г. на совещании по развитию сети научно-образовательных центров в России выделил пять основных направлений повышения кадрового потенциала российской инновационной экономики:
1) подготовка и закрепление в России нового поколения научных кадров;
2) содействие развитию конкурентоспособных научных школ;
3) обеспечение грантовой поддержки интеграции деятельности научных и образовательных учреждений;
4) создание отдельной системы мер для привлечения в Российскую Федерацию научных и научно-педагогических кадров из ведущих научных и образовательных центров мира;
5) формирование сети новых научных и научно-образовательных центров.
Таким образом, Д. А. Медведев особо подчеркнул важность восстановления и укрепления системы воспроизводства научных и научно-педагогических кадров России, необходимость полноценного кадрового обеспечения российской науки, поскольку наука как социальный институт может функционировать лишь при наличии специально подготовленных квалифицированных научных кадров.
На рынке научных и научно-педагогических кадров можно выделить нескольких основных участников – это кандидаты и доктора наук (подготовка которых осуществляется аспирантурой и докторантурой); доценты и профессора (соответственно ученым званиям как уровням педагогической квалификации); академики и члены-корреспонденты академий наук (академические ученые).
Подготовка научных и научно-педагогических кадров осуществляется через аспирантуру или соискательство ученой степени кандидата наук. Кандидат наук в России – первая ученая степень, присуждаемая лицам с высшим образованием, сдавшим экзамены на кандидатский минимум (философия, иностранный язык, специальность), опубликовавшим результаты диссертационного исследования и публично защитившим кандидатскую диссертацию как квалификационную научную работу. Из числа кандидатов наук через докторантуру или соискательство готовятся научные и научно-педагогические кадры высшей квалификации – доктора наук. Доктор наук – это ученый, имеющий крупные научные труды и разрабатывающий, как правило, вместе со своей научной школой целое научное направление. Наряду с учеными степенями преподавателям высших учебных заведений, институтов повышения квалификации присваиваются ученые звания, отражающие ту или иную ступень их педагогической квалификации: доцента (в основном из числа кандидатов наук при наличии стажа преподавательской работы в вузе и опубликованных научных трудов) и профессора (в основном из числа докторов наук при наличии крупных научных работ – учебников, монографий и т.д.). К академическим научным званиям относятся звания академика и члена-корреспондента академий наук. Академики (действительные члены) Российской академии наук или соответствующей отраслевой академии (Российской академии образования и т.д.) – это выдающиеся ученые, обогатившие науку трудами первостепенного значения. Члены-корреспонденты соответствующей академии – ученые, внесшие вклад в науку выдающимися научными трудами. Академики и члены-корреспонденты избираются общим собранием соответствующей академии.
В настоящее время многие средние учебные заведения приглашают научно-педагогические кадры из вузов или научных организаций. Эта тенденция чрезвычайно перспективна, так же как и подготовка научно-педагогических кадров из числа руководителей и педагогов самих учебных заведений.