Современный федерализм: понятие, принципы, признаки, критерии
Федерализм — это система основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, совокупность структур, норм и методов государственного управления, которые устанавливают взаимодействие центра и субъектов и обеспечивают рациональное и эффективное функционирование государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов.
К сущностным признакам федерализма относятся: 1) государствоподобный характер объединенных в единое государство территориальных единиц — субъектов федераций; 2) конституционное разграничение компетенций между субъектами и центром; 3) недопустимость изменений границ без согласия субъектов; 4) территория федерации состоит из территорий субъектов федерации (штатов, республик, земель и т.д.) и в политико-административном отношении не представляет собой единое целое, но существует единая система границ и ее охраны; 5) субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из федерации); 6) субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти, но по отношению к федеральной системе органов государственной власти они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральными конституцией и законами; 7) субъекты федерации разрабатывают свою конституцию (устав), систему законов, соблюдая соответствие федеральным конституции и законодательству; 8) в федерации нет единого государственного бюджета, а есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации; 9) гражданство в федерации обычно двойное: каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего субъекта федерации; 10) законодательно регулируется, гарантируется равноправие всех граждан на территории федерации; 11) субъекты не обладают полным верховенством на своей территории и ограничиваются в правах самостоятельно действовать в сфере международных отношений; 12) федеральный парламент обычно двухпалатный, верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя — является органом общенародного представительства и избирается всенародно.
К основным принципам федерализма относятся: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, которые обеспечивают его безопасное существование и функционирование.
Формы федерации отражают варианты взаимоотношений между федеральной властью и субъектами федерации.
Принято считать, что федеративные государства должны соответствовать следующим условным критериям: 1) федеральное правительство (власть) обладает правом исключительного контроля над проведением внешней политики; 2) государства — субъекты федерации неправомочны выйти из федерации или в одностороннем порядке прекратить связи с национальным союзом (федерацией); 3) федеральное правительство может использовать свою власть независимо от государств — членов федерации и проводить свою волю без их прямого одобрения; 4) никакие поправки не могут быть внесены в федеральную конституцию без одобрения государств — членов федерации; 5) федеральное правительство неправомочно в одностороннем порядке изменить границы субъектов федерации; 6) государственная власть разделена между федеральным правительством и правительствами государств — субъектов федерации; 7) определенные и достаточно значительные полномочия должны быть оставлены за государствами-членами; 8) главный законодательный орган страны должен быть бикамеральным, а государства — субъекты федерации должны иметь равное представительство, по крайней мере в одной из его палат; 9) суд должен быть организован по дуальному принципу: каждый уровень имеет свои суды для обеспечения действенности законов; 10) федеральный суд толкует конституцию и может разрешить конфликты между федеральным правительством и правительствами государств — членов федерации.