Лекция III. Социальные технологии в различных сферах деятельности
Здравоохранение является частью социальной сферы общества и его социальным институтом. Всемирная организация здравоохранения определила четыре категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране:
1) показатели, относящиеся к политике в области здравоохранения;
2) социальные и экономические показатели;
3) показатели обеспеченности медико-социальной помощью;
4) показатели состояния здоровья населения.
Специалисты выделяют следующие основные направления исследования здравоохранения:
– изучение здравоохранения как части социальной сферы общества,
– изучение здравоохранения как социального института;
– исследование здоровья и отношения к здоровью как социально-культурных феноменов[1].
Деятельность здравоохранения как части социальной сферы общества связана с воспроизводством реальной повседневной жизни людей, развитием и самоосуществлением социальных субъектов. Поэтому существуют следующие основные параметры измерения эффективности системы здравоохранения:
1) условия сохранения здоровья и медицинского обслуживания;
2) доступность благоприятных для здоровья форм жизнедеятельности и медицинской помощи;
3) гражданские права и гарантии на получение медицинской помощи и проживание в безопасной для здоровья среде обитания;
4) возможность выбора медицинских услуг и благоприятных для здоровья способов поведения и форм жизнедеятельности;
5) возможность развития ресурса здоровья как составляющей жизненного ресурса: в сфере образования, физической культуры, права, медицинского обслуживания и т.д. в соответствии с социальным статусом и состоянием здоровья;
6) способы регулирования, социального контроля здравоохранения и медицинского обслуживания со стороны гражданского общества, государства и личности;
7) степень ответственности социальных субъектов за сохранение здоровья;
8) социальное неравенство (условий и возможностей) в вопросах охраны здоровья и медицинского обслуживания;
9) социальные интересы, потребности, ожидания, мотивы и стимулы социальных субъектов (индивидов и групп) в сфере здравоохранения.
Существуют следующие основные параметры измерения эффективности системы здравоохранения как социального института:
1) ценности медицины (цели, принципы, кодексы), степень их согласованности с ценностями общества;
2) структура и функции медицины;
3) формы внутриинституциональной организации медицины: в зависимости от форм собственности и источников финансирования (частная, государственная, страховая, ведомственная, коммунальная, благотворительная); в зависимости от уровня медицинского обслуживания (первичного, вторичного, третичного – амбулатории, поликлиники, больницы и т.д.); другие формы, например, такие как экстренная медицинская помощь, и другие линии анализа: научная – народная медицина, традиционная – альтернативная, добровольная – принудительная, институт самолечения;
4) символы медицины;
5) статусы и роли (врачи, пациенты, государство и др.) и регуляция отношений между ними – правовая, этическая и т.д.;
6) система профессиональной стратификации: определение статуса медицинских специальностей и профессий в системе профессиональной стратификации общества; исследование организации внутрипрофессионального неравенства;
7) система профессионального образования и профессионального отбора.
Существуют следующие параметры измерения здоровья и отношения к здоровью как социально-культурным феноменам:
1) изучение социальных факторов здоровья;
2) изучение социальных факторов болезней;
3) исследование отношения к здоровью на всех уровнях общественной системы – государства, личности, социальных групп, общества в целом: ценности, нормы, ценностные ориентации, установки и реальное поведение;
4) субъективная оценка здоровья (в терминах самооценки, удовлетворенности) и факторов его детерминации.
Кроме того, специалисты отмечают рост роли медицинских знаний, мышления и практик в повседневной жизни людей, увеличение зависимости общества и отдельных индивидов от медицины, политического влияния врачей и медицины, особенно в вопросах, выходящих за рамки их компетенции. Не может не привлечь внимание общества возникновение новых этических проблем, в частности, связанных с применением репродуктивных технологий, клонирования, трансплантации органов и эвтаназии.
Медицинская модель является основной формой научного объяснения в здравоохранении или основной парадигмой медицины со времени возникновения инфекционной теории болезни в XIX в. Основные положения этой модели следующие:
1) пациент считается пассивным объектом медицинского вмешательства;
2) медицина лечит в основном тело и не учитывает особенности личности, в отличие от социальной модели.
Медицинская модель критикуется за то, что является по сути технократической, легитимирует власть врача над пациентом, является эффективной лишь при лечении ограниченного круга болезней, в том числе инфекционных, и не способствует решению проблем современного общества, которое нуждается в такой системе здравоохранения, которая могла бы противостоять распространению хронических заболеваний.
Специалисты социальной сферы критикуют также медицинский подход к разработке и проведению профилактических мероприятий, который акцентирует внимание на поведенческих факторах здоровья и болезни. Специалисты социальной сферы исходят в своих построениях из социокультурного подхода, согласно которому негативные образцы поведения, например курение, привыкание к болезням, плохое питание, воспроизводятся в обществе.
Критики медицинской модели упрекают здравоохранение в том, что оно способствует закреплению медицинских ярлыков за состояниями и типами поведения, которые считаются социально или нравственно нежелательными (такими, как наркомания, алкоголизм, гомосексуализм и т.д.). Кроме того, по их мнению, здравоохранение способствует усилению первичного социального отклонения и социальной изоляции индивидов.