Краткое ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия. Отечественные исследователи выделяют следующие основные стороны общения: коммуникация, перцепция, интеракция.

2. Коммуникация – это процесс передачи информации от одного лица другому или группе лиц и восприятие этой информации данными лицами. Выделяют следующие основные элементы коммуникационной цепи:

1) источник информации (ее отправитель, коммуникатор);

2) передатчик;

3) приемник;

4) получатель информации (коммуникант, адресат коммуникации).

3. Невербальная коммуникация – это передача информации без использования языка слов. Среди форм невербальной коммуникации особенно выделяются визуальный контакт, лицевые экспрессии, телодвижения человека, его позы и жесты.

4. Первая встреча с новым человеком уже приводит к формированию у нас некоторого впечатления о нем. Это впечатление обусловлено признаками, которые наилучшим образом выражены во внешности воспринимаемого человека. Первое впечатление о человеке подвержено также эффекту последовательности поступающей к нам информации, характеризующей данное лицо. Кроме того, каждый человек в соответствии со своими личностными особенностями осуществляет определенную селекцию стимулов, влияющих на него. Подобная избирательность восприятия обусловлена также социальными ролями, профессией и опытом индивида.

5. При восприятии других людей мы идентифицируем их в соответствии с определенными признаками, относим их к тем или иным социальным категориям. При этом мы обычно приписываем им

какие-либо личностные свойства, способности, мотивы, социальные ценности, т.е. осуществляется процесс стереотипизации. Имеющиеся данные доказывают, что значительная часть людей приписывает какой-либо рассматриваемой группе одни и те же черты.

6. Хало-эффект – тенденциозность нашего восприятия, проявляющаяся в том, что при оценке каких-либо черт личности нам свойственна тенденция преобразования наших оценок в совместимые, непротиворечивые. Этот эффект проявляется тогда, когда у нас мало информации о другом человеке, который является объектом оценки.

7. Объясняя себе поведение других людей, мы приписываем этому поведению внутренние или внешние причины. В первом случае можно говорить об интернальной (внутренней, диспозиционной) атрибуции, во втором случае – об экстернальной (внешней, ситуационной) атрибуции.

8. Истолковывая действия других людей, мы чаще всего ищем причину в их диспозициях, а не в каких-либо ситуационных обстоятельствах. Эта тенденция называется фундаментальной ошибкой атрибуции. Однако при оценке своего собственного поведения мы проявляем тенденцию объяснять его ситуационными причинами. Это явление называется различием между действующим лицом и наблюдателем. Тенденция предрасположения в пользу своего Я заключается в том, что при взаимодействии с другими людьми мы проявляем склонность относить на свой счет те их действия, которые согласуются с нашими собственными интересами. При этом свои достижения мы приписываем внутренним причинам, а свои неудачи – внешним причинам.

9. Социальное взаимодействие – это межличностные контакты, при которых двое или больше людей осуществляют какие-либо совместные действия. Выделяют два основных вида взаимодействия – кооперацию и конкуренцию. Кооперация подразумевает координацию индивидуальных действий людей, она лежит в основе совместной деятельности. Конкуренция подразумевает борьбу нескольких индивидов за достижение одной и той же цели. В своих крайних проявлениях конкуренция приобретает форму конфликта.

10. Конфликт – это столкновение противоречивых сил, которое сопровождается состоянием эмоциональной напряженности. С одной стороны, возникновение конфликта обусловлено определенной социально-психологической средой. С другой стороны, необходимым обстоятельством для возникновения конфликта является субъективное восприятие какой-либо ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников. Конфликты бывают конструктивные (функциональные), приводящие к достижению групповых целей, и деструктивные (дисфункциональные), препятствующие достижению групповых целей. Регулирование конфликтности в группах является одним из важных путей повышения уровня групповой продуктивности.