Социальное обеспечение и социальная защита населения
Система социальных гарантий и социальной защиты является одним из важнейших элементов поддержания уровня жизни определенных категорий населения. Социальные гарантии представляют собой обоснованные социально-экономические нормативы, позволяющие обеспечить населению признанный обществом минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.
Система социальной защиты должна удовлетворять следующим требованиям:
• необходимый и достаточный объем социальных гарантий;
• обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
• адресность мероприятий социальной защиты;
• учет региональных и территориальных особенностей при проведении мероприятий по социальной защите населения;
• наличие механизма доведения социальной помощи до получателей.
Социальные гарантии могут предоставляться как трудоспособному, так и нетрудоспособному населению. Трудоспособному населению гарантии предоставляются с целью обеспечения условий для экономической активности и трудовой деятельности, защиты прав и свобод наемного работника, нанимателя и самозанятого. Поскольку доход от занятости является основным источником средств существования большинства населения, основой системы защиты трудоспособного населения является обеспечение гарантий в сфере занятости и оплаты труда, что реализуется через установление минимальных ставок оплаты труда и минимальных стандартов его условий. Эти стандарты гарантируются федеральным законодательством и нс зависят от желания работодателя.
Основной задачей социальных гарантий нетрудоспособному населению является формирование комплекса мер, создающих условия для его потребления, смягчения диспропорций в условиях жизни отдельных категорий (групп) населения с учетом особенностей каждой группы.
Поступления из системы социальной защиты делятся на три группы:
• денежные выплаты (пенсии, пособия и т.д.);
• льготы, дающие право на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме;
• социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.
Социальные выплаты поданным баланса денежных доходов и расходов населения и их динамика представлены в табл. 7.32.
Таблица 7.32
Общий объем социальных выплат и его динамика
Показатели |
Годы |
|||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Социальные выплаты, млрд руб. Из них: |
1253,4 |
1407,7 |
1755,6 |
2080,4 |
2477,7 |
3334,0 |
пенсии |
879,9 |
1059,4 |
1254,6 |
1438,3 |
1669,7 |
2283,0 |
пособия |
140,9 |
141,0 |
314,9 |
467,5 |
639,5 |
830,0 |
стипендии |
7,3 |
9,4 |
10,0 |
11,3 |
26,4 |
35,7 |
Социальные выплаты, % Из них: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
пенсии |
70,2 |
75,26 |
71,46 |
69,14 |
67,39 |
68,48 |
пособия |
11,24 |
10,02 |
17,94 |
22,47 |
25,81 |
24,90 |
стипендии |
0,58 |
0,67 |
0,57 |
0,54 |
1,07 |
1,07 |
Удельный вес социальных выплат, % |
||||||
в ВВП объеме денежных доходов |
9,5 |
8,4 |
8,1 |
7,7 |
7,5 |
8,0 |
населения |
14,1 |
12,9 |
12,7 |
12,0 |
11,6 |
13,2 |
Изменение социальных выплат[1], % к предыдущему году |
106,0 |
101,3 |
110,7 |
108,0 |
109,3 |
117,9 |
Из данных, приведенных в табл. 7.32, следует, что наибольший удельный вес в составе социальных выплат занимают пенсии, доля которых после существенного снижения в 2000 г. растет и в 2004 г. достигает 75,26%, однако к 2008 г. наблюдается сокращение данного показателя до 68,48%. Удельный вес пособий уменьшается до 2004 г. (общее относительное снижение за 1999–2004 гг. составило 30,46%), а в последние четыре года в целом отмечается рост с 17,94% до 24,90%. Несмотря на небольшой рост удельного веса стипендий в общем объеме социальных выплат в 2004 г. по сравнению с 2003 г., его величина остается крайне низкой и по сравнению с 1999 г. сократилась практически вдвое (на 50,74%). Положительным является тот факт, что в 2008 г. данный показатель вырос на 87,72%. Кроме того, удельный вес социальных выплат как в ВВП, так и в денежных доходах населения уменьшается начиная с 2003 г. и до 2007г., а темпы прироста объема выплат свидетельствуют о его замедлении.
Рис. 7.8. Соотношение величины минимальных социальных гарантий и величины прожиточного минимума в России:
1 – МРОТ; размер пенсии: 2 – но старости, 3–7 – инвалидам соответственно I, II, III группы и с детства I и II группы; 8 – ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет; 9 – минимальный размер стипендии студентам гос. вузов
Из рис. 7.8 видно, что наиболее высокое соотношение с величиной прожиточного минимума имеют пенсии инвалидам III группы: в 2008 г. данный показатель составил 88,7%, что выше уровня 2004 г. на 29,49%. В то же время достаточно быстрый рост наблюдается у показателя соотношения МРОТ с величиной прожиточного минимума. За период с 2004 г. по 2009 г. он вырос с 24,0 до 78,8%.
Для остальных показателей отмечаются либо достаточно стабильные значения, либо небольшое их увеличение. Соотношение же минимального размера пособия по безработице с величиной прожиточного минимума даже снижается: в 2008 г. по сравнению с 2006 г. оно составило 21,72%.
Динамика показателей, представленных на рис. 7.8, свидетельствует о том, что в целом государство уделяет достаточно существенное внимание улучшению условий существования наиболее уязвимых групп населения.
Одной из основных составляющих системы социального обеспечения является пенсионная система. На конец 2004 г. в России численность пенсионеров, состоящих на учете в системе ПФР, составила 38,2 млн человек (табл. 7.33) или 26,6% общей численности населения страны. По сравнению с 1992 г. общая численность пенсионеров увеличилась на 8,5%. Численность пенсионеров, получающих пенсии за выслугу лет, возросла но сравнению с 1992 г. в 7,3 раза, социальные пенсии – на 72,6%, пенсии по инвалидности – на 36,2%.
Таблица 7.33
Численность пенсионеров России по видам пенсионного обеспечения
Показатели |
Годы |
|||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Численность пенсионеров: млн человек |
38,2 |
38,2 |
38,3 |
38,3 |
38,5 |
38,6 |
% общей численности населения |
26,5 |
26,6 |
26,8 |
27,0 |
27,1 |
27,2 |
Из общей численности получают пенсии, %: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
по старости |
76,70 |
76,51 |
76,70 |
77,17 |
78,06 |
78,80 |
по инвалидности |
11,76 |
11,52 |
11,31 |
11,06 |
10,58 |
10,19 |
по случаю потери кормильца |
7,20 |
7,59 |
7,15 |
6,55 |
5,65 |
4,46 |
социальные |
4,29 |
4,32 |
4,75 |
5,17 |
5,62 |
6,46 |
госслужащие (по старости и за выслугу лет) |
0,05 |
0,07 |
0,092 |
0,05 |
0,09 |
0,09 |
Из данных, приведенных в табл. 7.33, следует, что удельный вес пенсионеров в России остается достаточно высоким и стабильным. Во многом сложившаяся ситуация обусловлена демографическим старением населения.
В 2000 г. в России впервые численность пенсионеров превысила численность детей и подростков в возрасте до 16 лет. На 1 января 2000 г. численность населения старших возрастов была выше численности детей на 558 тыс. человек, на 1 января 2003 г. – на 3528 тыс. человек, на 1 января 2005 г. – на 5066 тыс. человек, на 1 января 2009 г. – на 16 036 тыс. человек.
В связи с реформой пенсионного обеспечения в стране развивается система негосударственных пенсионных фондов. На конец 2004 г. их функционировало 296 с числом участников 5546,7 тыс. человек, что выше уровня 1999 г. на 132,8%. Из общего числа участников 500,6 тыс. человек, т.е. 1,3% общей численности пенсионеров, состоящих на учете в системе ПФР, являются получателями дополнительных пенсий. Общий объем выплат негосударственных пенсионных фондов составил в 2004 г. 4961,5 млн руб., т.е. 0,89 руб. в месяц в среднем на одного получателя.
В то же время начиная с 2005 г. число негосударственных пенсионных фондов начинает сокращаться и к 2008 г. составляет 235 при одновременном росте числа участников до 6746,3 тыс. чел., а также числа получателей негосударственных пенсий до 1131,4 тыс. человек. Данная тенденция свидетельствует об изменениях в системе негосударственного пенсионного обеспечения. В 2008 г. были осуществлены пенсионные выплаты на общую сумму 17 515,4 млн. руб., что в среднем в месяц на одного получателя составило 1290,1 руб.
Средний размер назначенных месячных пенсий составил в 2008 г. 4198,6 руб., что соответствовало 115,2% величины ПМ пенсионера, в то время как в 2005 г. это соотношение было 97,8%.
Рис. 7.9. Динамика средних размеров назначенных пенсий в России:
1 – по старости; 2 – по инвалидности; 3 – по случаю потери кормильца; 4 – социальные; 5 – госслужащим ( по старости и за выслугу лет)
Средние размеры назначенных пенсий (с учетом компенсаций) имеют тенденцию к увеличению (рис. 7.9). Так, размер пенсий по старости в 2008 г. по сравнению с 2003 г. увеличился на 157,3%, по инвалидности – на 156,45%, по случаю потери кормильца – на 173,42%, социальные пенсии – на 154,87%, пенсии госслужащих – на 132,84%. Однако динамика реального размера пенсий имеет несколько другую закономерность (табл. 7.34).
Таблица 7.34
Динамика реальных размеров назначенных пенсий в России
Годы |
Всего за год |
Кварталы |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
% к соответствующему периоду предыдущего года |
|||||
2003 |
104,5 |
110,1 |
105,7 |
105,5 |
106,3 |
2004 |
105,5 |
107,0 |
106,6 |
104,8 |
103,8 |
2005 |
109,6 |
106,6 |
108,2 |
110,6 |
112,6 |
% к предыдущему периоду |
|||||
2003 |
– |
96,6 |
104,8 |
104,4 |
100,7 |
2004 |
– |
97,1 |
104,4 |
102,6 |
99,7 |
2005 |
– |
99,8 |
106,0 |
104,9 |
101,5 |
Во-первых, прирост реального размера назначенных пенсий существенно ниже, чем динамика аналогичных показателей в номинальном выражении: в среднем прирост реального размера назначенных пенсий за 2002–2005 гг. составил 6,51%. Во-вторых, при изучении динамики рассматриваемого показателя но сравнению с предыдущим кварталом отмечаются ярко выраженные впутригодичпые закономерности (сезонная волна): снижение реального размера назначенных пенсий в I квартале, наиболее его быстрый рост во II квартале, сокращение положительного прироста в III квартале и падение реального размера назначенных пенсий в IV квартале. Сезонная волна, характеризующая данную закономерность, приведена на рис. 7.10.
Рис. 7.10. Индексы сезонности для динамического ряда изменений реального размера назначенных пенсий, % к предыдущему году
Другим важным элементом системы социальной защиты являются выплата пособий и социальная помощь. Расходы на выплату пособий делятся на следующие группы:
• пособия по временной нетрудоспособности, в том числе по трудовым увечьям и профзаболеваниям;
• семейные и материнские пособия – по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, по уходу за детьми- инвалидами, ежемесячные пособия на каждого ребенка;
• пособия и социальная помощь гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф на АЭС и других аварий;
• компенсационные выплаты на возмещение материального ущерба реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;
• пособия и материальная помощь безработным;
• единовременное пособие, материальная помощь, оплата проезда, провоза багажа беженцам и вынужденным переселенцам;
• возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение;
• другие виды пособий и социальной помощи.
Эта группировка используется для оценки структуры и динамики социальной помощи. Особый интерес представляет оценка распределения социальной помощи но отдельным группам домашних хозяйств с различной величиной среднедушевых располагаемых ресурсов (рис. 7.11).
Из рис. 7.11 следует, что существуют определенные закономерности в распределении домашних хозяйств – пользователей дотациями и льготами. Наиболее низкая доля таких домохозяйств отмечается в первой децильной группе с наименьшими располагаемыми ресурсами. Далее отмечается рост долей до пятой группы, и после падения показателей в шестой – восьмой группах отмечается рост в девятой и десятой группах. Причем в десятой группе с наибольшей величиной располагаемых ресурсов эти изменения особенно заметны. Существенный разрыв между девятой и десятой группами очевиден для льгот по оплате отдыха (доля десятой группы составляет 24,7%).
Такая ситуация является типичной для многих стран. В Докладах ООН о развитии человека отмечается, что большую часть дотаций и помощи во многих странах получают именно более обеспеченные группы населения. Это свидетельствует о том, что необходимо обеспечивать адресность получения дотаций и льгот, защищать наиболее уязвимые группы населения.
Третьей составляющей системы социальной защиты является предоставление социальных гарантий в виде бесплатных и льготных услуг социальной сферы. Эта составляющая зависит от возможностей экономических систем и признания данного вида потребностей необходимыми. Обществом обеспечивается равный доступ всех получателей к таким услугам.
Рис. 7.11. Зависимость среднего размера полученных дотаций и льгот от размера среднедушевых располагаемых ресурсов домашних хозяйств России в 2007 г.:
1 – питание; 2 – транспортные расходы; 3 – оплата жилья и коммунальных услуг; 4 – медицинское обслуживание; 5 – оплата отдыха
Услуги отраслей социальной сферы участвуют в формировании доходов домашних хозяйств и имеют целевое назначение в отличие от денежных социальных выплат, увеличивающих денежный бюджет институциональных единиц данного сектора экономики. Использование льготных или бесплатных услуг повышает уровень потребления домашних хозяйств, так как снижает их расходы, т.е. данные услуги воздействуют на дифференциацию потребления между различными группами домашних хозяйств.
При макроэкономических расчетах стоимость полученных услуг независимо от формы их приобретения включается в фактическое конечное потребление домашних хозяйств. В связи с этим основной проблемой является адекватная оценка стоимости всех видов услуг, предоставляемых населению бесплатно: жилищно-коммунальных, транспортных, связи по обслуживанию населения, здравоохранения, культуры, просвещения, социального обеспечения и т.д. Поступление социальных трансфертов в виде социальных услуг должно способствовать снижению дифференциации домашних хозяйств по уровню материальной обеспеченности.
Финансирование системы социальной защиты населения осуществляется за счет государственного бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также внебюджетных социальных фондов. Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, он предназначен для реализации конституционных прав граждан на получение пенсии, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законодательством, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. К числу фондов обязательного социального страхования относятся следующие государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный (ФФОМС) и территориальные (ТФОМС) фонды обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд РФ (ПФР) (табл. 7.35).
Таблица 7.35
Поступление и расходование средств государственных внебюджетных фондов
Годы |
Всего, млн руб. |
% к ВВП |
||||||
ФСС |
ПФР |
ФФОМС |
ТФОМС |
ФСС |
ПФР |
ФФОМС |
ТФОМС |
|
Поступление средств |
||||||||
2001 |
89 018 |
532 120 |
3988 |
88976 |
1,00 |
5,95 |
0,04 |
0,99 |
2002 |
116393 |
699 871 |
5089 |
127 982 |
1,07 |
6,46 |
0,05 |
1,18 |
2003 |
137 250 |
843 141 |
5795 |
151 766 |
1,04 |
6,37 |
0,04 |
1,15 |
2004 |
159 276 |
1 015 800 |
6813 |
190 944 |
0,95 |
6,06 |
0,04 |
1,14 |
2005 |
186 692 |
1 349 601 |
83 003 |
265 547 |
0,86 |
6,24 |
0,38 |
1,23 |
2006 |
218913 |
1 637 580 |
125 524 |
341 766 |
0,81 |
6,09 |
0,47 |
1,27 |
2007 |
295 368 |
1 946 817 |
157 817 |
444 847 |
0,89 |
5,88 |
0,48 |
1,34 |
2008 |
360476 |
2 730 172 |
162 621 |
536969 |
0,86 |
6,55 |
0,39 |
1,29 |
Расходование средств |
||||||||
2001 |
93721 |
514 837 |
4005 |
87 402 |
1,05 |
5,76 |
0,04 |
0,98 |
2002 |
125 608 |
789 621 |
5081 |
129 579 |
1,16 |
7,29 |
0,05 |
1,20 |
2003 |
136161 |
804 076 |
5807 |
151 338 |
1,03 |
6,07 |
0,04 |
1,14 |
2004 |
140 568 |
967 540 |
6762 |
189 518 |
0,84 |
5,78 |
0,04 |
1,13 |
2005 |
165 312 |
1 299 113 |
71 507 |
261 831 |
0,76 |
6,01 |
0,33 |
1,21 |
2006 |
208 151 |
1 537 257 |
119 407 |
342 484 |
0,77 |
5,71 |
0,44 |
1,27 |
2007 |
303062 |
1 786457 |
158 177 |
440064 |
0,92 |
5,40 |
0,48 |
1,33 |
2008 |
379385 |
2 357 793 |
168 706 |
531 172 |
0,91 |
5,66 |
0,40 |
1,27 |
Как показывают данные, приведенные в табл. 7.35, абсолютная величина поступления и расходования средств растет для всех государственных внебюджетных фондов. Тем не менее в процентах от ВВП величина приведенных показателей остается крайне низкой. Кроме того, начиная с 2002 г. и до 2004 г. для всех фондов соотношение поступлений и расходования средств с ВВП уменьшается, что является косвенным свидетельством снижения эффективности действия системы социальной защиты населения. Реформа социального обеспечения, которая проводится с 2005 г., привела к некоторой стабилизации рассматриваемых показателей. Из сказанного следует, что финансирование системы социальной защиты должно быть выстроено с учетом не только различий по социальным группам населения, но и различий в уровне жизни населения по регионам.
* * *
Основные показатели статистики доходов населения
Направления изучения |
Показатели |
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств |
• Объем располагаемых ресурсов всего и на члена домашнего хозяйства. • Состав и структура располагаемых ресурсов. • Велич и на и структура располагаемых ресурсов по группам домашних хозяйств разного размера, с разным числом детей, с иждивенцами, по различным территориям и т.д. • Величина, структура и динамика среднедушевых располагаемых ресурсов в домашних хозяйствах с располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума |
Денежные доходы населения |
• Состав и структура денежных доходов по группам населения. • Среднедушевые денежные доходы (всего и по группам населения). • Динамика номинальных и реальных среднедушевых денежных доходов населения. • Показатели распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов. • Показатели дифференциации и концентрации населения по среднедушевым денежным доходам: коэффициент фондов, децильный коэффициент, коэффициент Джини |
Бедность населения |
• Прожиточный минимум, в том числе по отдельным группам домашних хозяйств, социально-демографическим группам населения и регионам. • Численность и доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума и их динамика. • Численность и доля домашних хозяйств со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума, в том числе в два раза и более по отдельным группам домашних хозяйств. • Дефицит дохода домашних хозяйств по их типам и структура дохода. • Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума. • Дефицит располагаемых ресурсов на одно домашнее хозяйство и одного его члена. • Промежуток низких доходов по группам домохозяйств. • Коэффициент бедности. • Индекс глубины бедности. • Индекс остроты бедности. • Синтетический индикатор бедности (Sen-индекс). • Индексы нищеты населения ООН. • Доля населения, живущего ниже черты бедности по стандарту ЕС и ОЭСР. • Численность и доля населения в развивающихся странах, живущего менее чем на 1 долл. США в день, по стандарту' Всемирного банка |
Социальное обеспечение и социальная защита населения |
• Структура и динамика расходов на финансирование системы социальной защиты. • Состав и структура социальных трансфертов; их доля в ВВП. • Динамика социальных трансфертов с корректировкой и без корректировки на ИПЦ. • Размер социальных гарантий различных социально- демографических групп населения и их соотношение с величиной прожиточного минимума. • Численность пенсионеров, в том числе по группам населения, и ее динамики. • Средний размер назначенных пенсий, в том числе по группам получателей. • Реальный размер назначенных пенсий и его динамика. • Размер и состав пособий и вышит. • Динамика социальных выплат и пособий. • Распределение пособий и социальных выплат в зависимости от величины среднедушевых располагаемых ресурсов, числа детей и т.д. |