Социальное назначение государства

С сущностью государства тесно связано такое понятие, как социальное назначение государства. Это понятие раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить. Государство — это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом; это организация всего общества; его институт, обслуживающий интересы общества и призванный действовать во имя всеобщего блага. Следовательно, главное предназначение государства — служить обществу[1]. В этих целях государство должно:

1) устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;

2) обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;

3) гарантировать безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;

4)защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т.е. быть социальным;

5) выступать интегрирующей общество силой, т.е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения.

В идеале назначение государства — служить человеку, создавать необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек — высшая из всех ценностей мира. В действительности отношения между государством и человеком противоречивы, между ними на протяжении истории человечества создавались отношения отчуждения, поэтому заставить государство служить человеку — задача непростая.

Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.

Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в разные исторические эпохи. Так, Платон и Аристотель полагали социальным назначением любого государства утверждение нравственности. По мнению сторонников договорной теории возникновения государства (Гроций), его назначение — добиваться общего блага. Т. Гоббс считал, что государство нужно для того, чтобы поддерживать общую безопасность, а по утверждению Ж. Ж. Руссо — общую свободу. Немецкий философ Фердинанд Лассаль (1825—1864) главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека. Марксистская теория, напротив, исходила из того, что основное назначение государства — узаконивать угнетение бедного класса, для чего создается аппарат принуждения и насилия, а первоосновой всего признаются интересы господствующего класса.

Современные взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития социума. В обществе, где утвердились такие ценности, как демократия, равенство, справедливость, свобода личности, все свидетельствует за то, что государство будет действовать в интересах всего общества. Однако на социальное назначение государства могут влиять и субъективные факторы: например, кто стоит у власти, как изменяется общественная жизнь под влиянием проводимой политики и др.

С развитием общества меняются не только воззрения на назначение государства, но и само назначение государства. Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство, во-первых, все больше превращается в орган преодоления социальных противоречий. В этих целях проводится координация интересов различных групп населения, на государственном уровне принимаются такие решения, которые поддерживаются всеми слоями общества. Во-вторых, в деятельности государства происходит ориентация на общедемократические институты и принципы, например, принцип разделения властей, верховенство закона, гласность, высокая роль правосудия и др. В-третьих, изменяется роль государства на международной арене: во внешней политике серьезное внимание уделяется взаимным уступкам, разумной договоренности с другими государствами. Все это дает основание характеризовать современное государство как инструмент социального компромисса по содержанию и как правовое по форме.