Социально-прогрессивная теория А. Дистервега
Фридрих Адольф[1] Вильгельм Дистервег, как и Руссо, и Песталоцци, является ярким представителем социально-политической педагогики. Значительно более определенно, чем его предшественники, он защищал идеалы либеральной демократии и социального прогресса, будучи, в отличие от Руссо, уверенным, что именно им принадлежит будущее. Ценности гуманизма, просвещения, демократии, свободы, антидогматизма, всеобщего равенства имели для него первостепенное значение. Дистервег подобно Коменскому и Песталоцци – педагог по призванию. Ничто, в том числе и философия, не было способно отвлечь его решающим образом от педагогики, расцениваемой как необходимое и достаточное условие социального прогресса.
Разумеется, Дистервегу необходимо было четко определиться относительно его педагогических воззрений и он решительно встал на сторону природосообразной педагогики. Во главу угла он ставил естественные этапы взросления школьников. Впрочем, принцип природосообразности дополнялся им принципом куль- туросообразности (ребенок воспитывается в определенных социально-исторических условиях, поэтому приходится учитывать состояние всей культуры[2])• Природосообразность – это внутреннее ребенка, а культура – внешняя для него среда отчета.
Дистервег выступал за самостоятельность педагогики. Будучи в конфликте католицизма с протестантизмом на стороне последнего, он резко выступал против понимания педагогики в качестве служанки богословия. Его более всего увлекали идеи буржуазного прогрессизма, а не религиозного послушания.
Готовясь к написанию краткого очерка о теории Дистервега и изучив многие посвященные ему публикации, мы не без удивления обнаружили, что, пожалуй, самое важное прошло мимо внимания авторов этих публикаций: Дистервег заслуживает высочайшей оценки в качестве дидактика. Если Коменский написал первую великую дидактику, то Дистервег – вторую. Он был непревзойденным наставником учителей. К личности учителя он относился с необычайной трепетностью, требуя от государства принятия мер по подъему его авторитета. Дистервег умел с необычайной ясностью объяснять сложнейшие вещи. Такое умение встречается крайне редко.
Желая дать представление о дидактической системе Дистервега, приведем отрывок из оглавления его знаменитого руководства для учителей (1835)[3].