СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ, РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ, ВЕРНУВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
В нашей стране взаимоотношения общества с людьми, преступившими закон, чрезвычайно сложны. В социальной практике развитых стран большое внимание уделяется профилактике правонарушений, предупреждению роста преступности. Сформированное правосознание и поведение граждан таких стран позволяет называть их правовыми государствами. В российском общественном сознании сегодня тоже утверждаются идеи формирования правового государства, но социальная практика требует решения насущной проблемы реабилитации лиц, находящихся в исправительных учреждениях и освобождающихся из учреждений исполнения наказания. Возвращаясь из мест заключения, люди должны не только вспоминать давно забытые нормы. Они возвращаются уже в новые социально-экономические и культурные условия, поскольку за несколько лет в обществе произошли довольно серьезные изменения. Поиски выхода их таких состояний нередко выливаются в совершение новых преступлений. Следовательно, существует необходимость в социально-психологической адаптации и реабилитации осужденных.
По строгости и жесткости регламентации образа жизни осужденных исправительные учреждения делятся на колонии-поселения, учреждения общего и строго режима. Кроме того, исправительные учреждения подразделяются на взрослые и воспитательные (для осужденных от 14 до 18 лет).
Колонии-поселения позволяют осужденным в пределах определенного времени свободно передвигаться по поселку, вести образ жизни максимально приближенный к обычной жизни. В то же время им запрещено покидать пределы колонии, употреблять спиртные напитки и совершать противоправные действия, допускать посещение посторонних лиц и т.п. В колонии-поселения помещаются осужденные, либо совершившие нетяжкие преступления, либо преступления, не принесшие серьезного социального ущерба. Режим содержания здесь гораздо мягче, нежели в остальных исправительных учреждениях. Перевод в колонию- поселение для осужденных остальных исправительных учреждений – мера поощрения за примерное поведение, отсутствие нарушений внутреннего режима. Прошения о переводе в колонию-поселение подается осужденными после отбывания половины срока заключения. Для администрации пенитенциарного учреждения удовлетворение или неудовлетворение таких прошений – способ мотивировать осужденных к реадаптации и реабилитации.
Колонии общего и строго режима отличаются составом осужденных и условиями внутреннего распорядка. В колониях общего режима содержатся лица, совершившие преступления средней тяжести, в колониях строгого режима – осужденные, совершившие тяжкие преступления единожды или многократно либо преступления средней тяжести, совершенные многократно.
Воспитательные колонии предназначены для отбывания наказания осужденных в возрасте от 14 до 18 лет, но среди осужденных могут оказаться и люди старшего возраста. Если до окончания срока наказания остался небольшой период (1–2 года), то по достижении 18-летнего возраста осужденного не переводят в колонию общего режима, он продолжает отбывать свое наказание в воспитательной колонии.
Поскольку в качестве осужденных выступают подростки и юноши, у которых еще не сформированы ценностноориентационная, мотивационно-волевая и личностная сферы, неизбежно возникает большое количество конфликтов между осужденными, между осужденными и администрацией учреждения. В основном с осужденными работают сотрудники отдела безопасности, отвечающие за оперативную обстановку (профилактику и предупреждение правонарушений, поиск виновных совершенного правонарушения)? и начальники отрядов (сотрудники, осуществляющие функции социального педагога, воспитателя). Представители администрации учреждения испытывают значительные трудности в установлении межличностных контактов с несовершеннолетними осужденными, в их социально- педагогической реадаптации и реабилитации.