Социально-демографическая среда
Факторы социально-демографической среды формируют стиль жизни, работы и потребления и оказывают прямое воздействие на функционирование торговой отрасли.
К основным факторам, характеризующим социально-демографическую среду, относят:
• рождаемость и смертность;
• коэффициенты интенсивности иммиграции и эмиграции;
• коэффициент средней продолжительности жизни;
• располагаемый доход;
• образовательные стандарты;
• покупательские привычки;
• отношение к качеству товаров и услуг;
• контроль над загрязнением окружающей среды;
• экономия энергии;
• отношение к правительству;
• проблемы межэтнических отношений;
• социальная ответственность и социальное благосостояние и др.
Непосредственно к социальным факторам относится: распределение
населения по классам, их социальный статус, уровень и формы образования и культуры, конфессиональные признаки, эстетические взгляды и вкусы, система социальных и моральных ценностей, потребительская культура. Все они в той или иной степени воздействуют на процессы купли-продажи и потребления товаров.
Рассмотрим наиболее существенные демографические тенденции.
Высокая смертность населения. По данным Росстата, последние годы численность населения нашей страны постоянно сокращалась. Та рождаемость, которая присуща нашей стране сегодня, уже давно не обеспечивает замены поколений или воспроизводства населения. Так, например, по данным Росстата за июнь 2014 г. в Российской Федерации с учетом Крымского Федерального округа за шесть месяцев родилось 12,9 млн чел., умерло 13,3 млн чел.
Основные причины смертности населения[1]:
• инфекционные болезни – 1,63%;
• новообразования – 15,02%;
• болезни системы кровообращения – 50,58%;
• болезни органов дыхания – 4,07%;
• болезни органов пищеварения – 4,90%;
• внешние причины – 8,82%;
• прочие – 14,98%.
По мнению врачей, на общие показатели смертности россиян влияют: курение, несбалансированное питание, избыточный вес и употребление алкоголя.
Сокращение экономически активного населения. Количество экономически активного населения, даже с учетом положительного сальдо миграции, постоянно сокращается. По прогнозу Минтруда России в 2013–2015 гг. в связи с сокращением численности населения трудоспособного возраста прогнозируется снижение численности трудовых ресурсов (примерно на 1 млн чел. ежегодно), что приведет к снижению численности занятых в экономике. При этом негативные демографические тенденции будут смягчены ростом численности работающих лиц старше пенсионного возраста (их удельный вес в численности трудовых ресурсов возрастет с 9,6% в 2011 г. до 10,5% в 2015 г.) и иностранных трудовых мигрантов (с 2,1 до 2,9% соответственно). В результате численность занятых в экономике в 2013 г. снизилась на 0,2 млн чел., в 2014 г. – на 0,3 млн чел., в 2015 г. – на 0,4 млн чел.
Сокращение численности населения в целом. Несмотря на рост рождаемости, который наблюдался в России последние годы, уровень смертности по-прежнему превышает показатели рождаемости[2]. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. численность населения России уменьшилась по сравнению с предыдущей переписью (2002 г.) па 2,3 млн чел., в том числе в городских населенных пунктах – на 1,1 млн чел., в сельской местности – на 1,2 млн чел.
После присоединения Крыма по данным на 1 января 2015 г. в Российской Федерации проживают 146 млн 270 тыс. 33 чел.
Старение населения. Увеличение доли пожилых людей во всем мире, в том числе и в России. По свидетельствам демографов эта тенденция сохранится еще примерно 50 лет, поэтому производители должны учитывать это обстоятельство в структуре предлагаемых рынку товаров (увеличить выпуск товаров для пожилых людей). Но данным последней переписи населения (2010 г.) численность населения старше трудоспособного возраста выросла в России на 1,9 млн чел.
Заметные изменения в семьях. Увеличение числа бездетных семей, а также семейных нар, не состоящих в браке. Исследования показывают, что из общего числа супружеских пар 13% состояли в незарегистрированном браке[3]. Такой стиль жизни накладывает определенный отпечаток на структуру потребления в обществе.
Увеличение доли образованных людей. По результатам переписи – образование основное общее и выше имеет 91% населения России в возрасте 15 лет и старше, почти 60% из них имеют профессиональное образование (высшее, включая послевузовское, среднее и начальное). Из общего числа лиц с высшим образованием степень бакалавра имеют 1,1 млн чел. (4,3%), специалиста – 25,1 млн чел. (93%) и магистра 0,6 млн чел. (2,3%). Среди специалистов с высшим образованием 707 тыс. чел. имеют послевузовское образование (в 2002 г. – 369 тыс. чел.). В России насчитывается 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук.
Растущее число образованных людей будет способствовать увеличению спроса на книги, журналы, компьютеры и др., а также на образовательные услуги.
Для того чтобы определить наиболее значимые возможности и угрозы со стороны данных факторов, торговле необходимо учитывать новые тенденции и разрабатывать новые стратегии развития. Например, воздействие сдвигов в социальной и возрастной структуре населения на характер и интенсивность спроса. С одной стороны, рост рождаемости вызывает увеличение потребности в целом ряде товаров. С другой стороны, увеличение числа потребителей без соответствующего роста их доходов приводит к снижению среднего уровня потребления. Для современного исторического этапа характерна сильная социальная дифференциация населения и его уровня жизни. Начиная с 90-х гг. XX в. усиливаются внутренние и внешние миграционные процессы. Таким образом, реакция спроса на демографические факторы является неоднозначной и может быть весьма противоречивой. Сказывается и нестабильное положение в некоторых регионах.
Изучение демографических факторов макросреды, таких как численность и темпы роста населения различных городов, регионов и стран, его возрастная структура и этнический состав, уровень образования, структура домашнего хозяйства, региональные различия, занимает важнейшее место при анализе рыночных возможностей предприятия. Так, изменение численности населения увеличивает или, наоборот, сокращает объем покупательского спроса и, следовательно, непосредственно влияет на состояние потребительского рынка. В анализе социальных реакций рынка нельзя не учитывать фактор размера и состава семей, который тесно взаимодействует с фактором возрастной структуры населения. Однако здесь следует учитывать распределение материальных благ внутри самой семьи, традиции и культуру потребления.