Состояние и тенденции развития электронного бизнеса в мире и в России
Электронный бизнес в России начал развиваться с опозданием на 10 лет по сравнению с США и Западной Европой. Но разрыв постепенно сокращается, и тенденции развития электронного бизнеса в мире и России совпадают.
Однако российский электронный бизнес отличается некоторыми особенностями, которые зачастую не позволяют говорить об электронной коммерции как об инструменте, направленном на получение прибыли. Вот некоторые из них.
1. Большинство пользователей Интернета сосредоточено в больших городах, а в целом по стране их число не так уж и велико. Причем большинство из них предпочитают все же не совершать покупки в сети.
2. Средний пользователь Интернета в России сильно отличается от среднего жителя России и по уровню благосостояния, и по технической подготовке, и по уровню образования. Поэтому электронная торговля с успехом может быть использована для продвижения компьютерной техники, программного обеспечения и сложной электроники. Но для товаров массового спроса инструменты электронной коммерции не так эффективны.
3. Сайты многих российских фирм отличаются хаотичностью и информационной перегруженностью.
4. Далеки от разрешения вопросы, связанные с безопасностью финансовых сделок и передаваемой конфиденциальной информации.
5. Существует нехватка профессиональных специалистов по интернет-маркетингу и рекламе.
Развитие сектора В2С в России, как и в мире, зависит не только от того, как будет расти аудитория, но и от того, как быстро удастся решить проблему с проведением платежей в реальном времени или хотя бы приучить пользователей регулярно совершать покупки через сеть. Внедрению системы электронных платежей через Интернет в секторе В2С препятствует ограниченное использование кредитных карт. Кроме того, традиционное недоверие к банковской системе распространяется в том числе и на системы расчетов с использованием кредитных карт. Продавцы также опасаются отказа покупателей подтвердить оплату по карточке, когда расходы на доставку уже произведены. И хотя мошеннические действия в сети не достигают и одного процента оборота системы, недоверие к платежным системам остается.
Можно выделить несколько характерных особенностей российских интернет-продавцов:
• российские интернет-компании узко специализированы;
• скорость работы и удобство использования сайтов недостаточны;
• практически полностью отсутствует реклама интернет- компаний в традиционных средствах массовой информации;
• многие российские интернет-компании ориентированы на русскоязычных клиентов за рубежом;
• для российской электронной коммерции характерен невысокий уровень подготовленности к участию в экономических процессах.