Состояние и основные направления развития торговой сети
Уровень развития торговой отрасли и применяемых сю экономических ресурсов отражает уровень экономического развития страны и находится в прямой зависимости от этого уровня. Для характеристики масштабов используемых в отрасли материальных ресурсов в части основных фондов применяются следующие показатели:
• общий объем основных фондов (основного капитала);
• обеспеченность населения торгово-складской сетью.
Стоимость основного капитала торговой отрасли – 3,7 млрд руб. на конец 2011 г. В масштабах страны это небольшая сумма, от общей стоимости основных фондов но всем отраслям экономики она составляет только 3,5%. С учетом того что торговые предприятия большую часть основных средств арендуют, эта цифра может быть увеличена примерно на 50–70%, что, однако, нс сильно меняет ситуацию. По данному показателю торговлю опережают такие виды экономической деятельности: транспорт и связь (26,5% основных фондов, используемых в экономике России), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (23,8%), добыча полезных ископаемых (10,0%) и обрабатывающие производства (8,9%).
В европейских странах применяется такой показатель, как оценка обеспеченности розничной торговой сетью по числу жителей на одно торговое предприятие. Этот показатель дает представление об удельных показателях, масштабах и структуре торговой сети, однако, его нельзя признать корректным по двум причинам. Во-первых, часть товарооборота приходится на внемагазинные формы торговли (но каталогам, через автоматы, через Интернет и т.п.). Например, в США в середине 2000-х гг. около 10% товарооборота совершалось в подобной форме. Продажи через внемагазинные формы торговли растут быстрыми темпами благодаря возможности продажи товаров через Интернет[1]. Во-вторых, торговые предприятия в разных странах классифицируют по разным признакам (подробнее см. параграф 7.4).
Сравнительная оценка обеспеченности розничной торговой сетью по торговой площади на 1000 жителей представляется достаточно объективной. Проблема состоит в том, чтобы при проведении специальных переписей или выборочных обследований торговой сети (обычно один раз в 3–5 лет) обеспечить учет данных о торговой площади магазинов.
Процессы концентрации в торговой отрасли являются естественным направлением ее развития. Благодаря концентрации торговые предприятия могут внедрять современные технологии обслуживания, расширять спектр оказываемых услуг и ассортимент товаров, использовать наиболее эффективные методы управления, повышать качество обслуживания.
История развития процессов концентрации начинается с момента появления первых цепных торговых компаний, но это были объединения мелких торговых предприятий. Бурный рост крупных торговых предприятий в Европе и США происходил после Второй мировой войны, когда экономическое развитие большинства стран шло высокими темпами и возникала потребность в торговых площадях для удовлетворения растущего потребительского спроса. По мере наступления в экономике европейских стран экономического кризиса и застойных явлений рост потребительского спроса замедлился (середина 1970-х гг.) и потребность в торговых площадях стала расти медленнее. Интересно отметить, что в этот период на развитие торговых площадей заметное влияние стал оказывать не столько объем потребительского спроса, сколько его структура. Стиль жизни европейцев и американцев менялся, люди больше времени стали проводить вне дома и все более популярным становилось массовое питание. В структуре потребительских расходов населения расходы на питание вне дома в США составили: в 1960-е гг. – около 20%; в 1970-е гг. – около 30; в 1980-е гг. – около 40% общих потребительских расходов па питание. Соответственно, сокращалась доля расходов на продовольственные товары, при этом наблюдался рост площадей в сети массового питания.
С момента появления первого супермаркета (1930 г., Лос- Анджелес) между супермаркетами и специализированными магазинами идет жесткая конкурентная борьба за покупателя. Привлекательность специализированных магазинов состоит в том, что в рамках одной товарной группы они предлагают более широкий ассортимент товаров, более широкий набор послепродажных услуг и более низкие цены. Гипермаркеты составляют даже более серьезную конкуренцию, так как в них ассортимент и цены сопоставимы с ассортиментом специализированного магазина.
Принято считать, что средний супермаркет имеет торговую площадь от 1000 до 5000 м2 и свыше 10000 наименований товарного ассортимента. Однако процесс укрупнения предприятий торговли, как и других отраслей, небезграничен, поскольку ориентация на предприятия-гиганты обеспечивает экономию издержек обращения, но ведет к росту издержек потребления. Границы эти являются подвижными и в значительной мере зависят от концентрации численности населения и покупательских потоков, технологии товародвижения и организации продажи товаров.
Гипермаркеты в России в основном представлены предприятиями с площадью от 10 000 м2 и ассортиментом от 20000 наименований. До 2012 г. гипермаркеты открывались в городах с населением более 1 млн чел. – численность населения является важным фактором, влияющим на принятие решения об открытии гипермаркета.
В некоторых странах (Великобритания, Франция, Япония) существуют ограничения на развитие магазинов большого формата. Как правило, необходимо получить разрешение на открытие магазина, если его торговая площадь будет превышать пороговое значение (от 300 до 3000 м2) – это наиболее распространенное ограничение, хотя применяются и другие. В Финляндии, например, ограничивается время работы крупных магазинов.
Второе направление развития торговой сети – специализация и универсализация предприятий. Специализация и универсализация идут параллельно, они возникают по мере развития разделения и кооперации труда в системе товарного обращения. По мере роста доходов населения изменяется качество спроса (предъявляется спрос на более качественные товары), что требует развития сети специализированных и универсальных предприятий. Главным следствием изменения доходов и качества спроса населения является углубление товарного ассортимента (что обеспечивают специализированные магазины). Вторым следствием является формирование круга потребностей, для которых возможно комплексное их удовлетворение в крупном универсальном предприятии. Естественно, что в разные моменты времени преобладают элементы специализации или универсализации в зависимости от условий организации, уровня развития торгово-технологических процессов. В ходе исследований торговых процессов было установлено, что специализированные предприятия дают наибольший эффект если выдерживается определенный уровень ограничения специализации. По оценкам отечественных специалистов середины 1980-х гг., этот показатель должен составлять 25–30%, что позволяет обеспечить наиболее эффективное использование торговых площадей и других ресурсов[2]. Так как технологии работы и характер используемых ресурсов меняются, и этот показатель должен измениться, по соответствующих исследований по данному вопросу нет. Для изучения долгосрочной динамики торговой деятельности применяют теорию смены процессов специализации и универсализации торговой сети. Согласно этой теории в развитии торговой сети обычно выделяются следующие этапы:
1) преобладание магазинов с широким ассортиментом товаров;
2) высокая степень специализации магазинов;
3) возврат к более универсальному ассортименту товаров.
На последнем этапе расширение ассортимента специализированных магазинов происходит за счет нетрадиционных для них товаров. Это довольно распространенная стадия развития торгового предприятия, ее часто называют хаотичной (беспорядочной) торговлей.
Третьим направлением и одной из организационно-экономических форм развития предприятий торговой отрасли является комбинирование операций торгового и неторгового характера. Комбинирование представляет собой соединение на одном предприятии различных работ и процессов, осуществляемых в разных фазах торгово-производственного цикла. Постоянный поиск рациональной формы организации выполнения операций на последовательных стадиях товарного обращения (таких как транспортировка, хранение, подсортировка и т.п.) является выражением вертикальной интеграции стадий в единый организационно-технологический процесс, обеспечивающий повышение экономической эффективности комбинированных предприятий.
В конце XX в. в постсоветской экономике проблема комбинирования операций в торговле стояла довольно остро. Розничным торговым предприятиям приходилось брать на себя производственные функции в части фасовки и упаковки многих продовольственных товаров. Объем фасовки товаров в пищевой промышленности составлял менее трети объема розничных продаж товаров, в оптовой торговле – значительно меньше. Значительная часть продовольственных товаров фасовалась и упаковывалась в розничной торговле, причем себестоимость этих операций в рознице была намного выше, чем в пищевой промышленности и оптовой торговле. По мере развития производства и совершенствования потребительских товаров, повышения требований к их качеству и упаковке в розничные торговые предприятия стало поступать псе больше товаров, не требующих дополнительной фасовки и упаковки, во многих предприятиях внедряются формы самообслуживания, позволяющие свести к минимуму операции взвешивания и упаковки товаров в торговом зале.
В сфере общественного питания процессы комбинирования имеют большое значение, так как они позволяют сочетать производство пищевых полуфабрикатов и готовых блюд из них. Как и в отношении фасовки продовольственных товаров, наиболее эффективным направлением комбинирования считалось расширение производства полуфабрикатов на предприятиях пищевой промышленности. И если проблема комбинирования процессов фасовки продовольственных товаров в отношении большинства товаров уже решена (во многом благодаря внедрению современных упаковочных материалов и технологий упаковки), то проблема комбинирования производства пищевых полуфабрикатов еще требует решения, хотя в настоящее время степень индустриализации производства и товародвижения пищевых полуфабрикатов до конечных пунктов реализации и потребления намного превосходит аналогичные показатели последних десятилетий XX в.
По основным показателям развития торговой сети – доле производственных основных фондов системы товарного обращения в общей их массе и обеспеченности населения торговой сетью – наша страна заметно отстает от уровня развитых стран. Отсюда вытекает необходимость разработки федеральной и региональных программ развития материально-технической базы отраслей товарного обращения и стимулирования привлечения частного иностранного капитала к их реализации. При разработке таких программ должны быть учтены современные тенденции развития торговой сети, связанные с ее концентрацией, специализацией, универсализацией и комбинированием.