Состав и структура цены

Любая цена состоит из набора элементов. При этом в зависимости от вида цен по характеру обслуживаемого оборота этот состав может меняться, так как в цену входят различные элементы.

Набор элементов, выраженных в стоимостных единицах измерения, образует состав цены.

Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или в долях единицы, представляет собой структуру цены.

Пропорции между элементами цены подчиняются рыночным закономерностям, зависят от конъюнктуры рынка, одновременно испытывают регулирующее воздействие государства в виде налоговой политики и административного регулирования уровня цен (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Схема формирования розничной цены

При рассмотрении структуры цены отметим, прежде всего, отпускную (оптовую) цену предприятия.

Цена изготовителя продукции, по которой он реализует произведенную продукцию потребителям, представляет собой оптовую цену.

По своему экономическому содержанию эта цена является конечной ценой для многих видов продукции производственно- технического назначения. Реализуя свою продукцию, предприятия должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволяла бы им функционировать в условиях рынка.

При этом оптовая цена предприятия по своему составу состоит всегда из себестоимости и прибыли. Отпускная же цена может быть с акцизом (если рассматривается подакцизный товар), с НДС и без НДС.

Исследование структуры цены, анализ структур как собственных цен, так и цен на продукцию конкурентов позволяет предприятию правильно разработать ценовую стратегию и политику цен, выбирать соответствующие методы ценообразования.

Уровень цены своей продукции, продукции конкурентов несет большую информационную нагрузку, позволяя отмечать, чьи цены выше/ниже, как покупатели реагируют на эти цены. Однако по уровню цены нельзя судить, насколько экономически обоснован уровень цены, есть ли экономические основы для его повышения/снижения.

Рассмотрим отдельные элементы розничной цены.

Себестоимость

Это не только ведущий элемент цены, но и один из определяющих ее факторов.

Полная себестоимость продукции характеризуется затратами на ее производство и реализацию. Для целей ценообразования необходима калькуляция, т.е. исчисление себестоимости на единицу продукции. При этом перечень статей затрат, их состав и методы распределения по изделиям устанавливаются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

Перечень статей калькуляции:

1) сырье и материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;

4) топливо и энергия на технологические цели;

5) заработная плата производственных рабочих;

6) отчисления на социальные нужды;

7) общепроизводственные расходы;

8) общехозяйственные расходы;

9) потери от брака;

10) прочие производственные расходы;

11) коммерческие расходы.

В многономенклатурных производствах первые шесть статей, как правило, относятся к прямым (технологическим) затратам, а остальные – к косвенным (накладным) расходам, связанным с организацией производства и управлением. В простых производствах все затраты рассматриваются как прямые. Первые десять статей образуют производственную себестоимость. При добавлении к ней коммерческих расходов, включающих в себя расходы по реализации продукции, получают полную (коммерческую) себестоимость. В состав коммерческих (ранее внепроизводственных) расходов входят затраты, связанные с упаковкой, хранением, транспортировкой, погрузкой в транспортные средства (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию), рекламой, включая участие в выставках, ярмарках и другие аналогичные затраты.

В настоящее время принята практика учета затрат (особенно в коммерческих структурах) по укрупненным статьям:

1) материалы (на изготовление продукции);

2) заработная плата производственных рабочих;

3) отчисления на социальные нужды;

4) прочие прямые затраты (прямо относятся на себестоимость);

5) накладные расходы (косвенно распределяются).

Данный состав приближен к составу затрат по статьям за рубежом. Чаще всего там применяют четыре статьи: прямые затраты на материалы, прямые затраты на рабочую силу, прочие прямые затраты, общехозяйственные расходы (т.е. управленческие) – косвенные.

В отечественной практике учета затрат большая часть из них списывается в себестоимость. Однако некоторые затраты покрываются из прибыли (процент, уплаченный за использование заемных средств, капитальные вложения и расходы на ОГЛАВЛЕНИЕ социальной сферы предприятия, экономические санкции: штрафы, пени и т.п.). На общий уровень цены способ списания затрат не влияет, так как и себестоимость, и прибыль входят в состав цены.

С точки зрения ценообразования необходимо делить затраты на постоянные и переменные, так как если велика доля переменных затрат, то снижение цены и увеличение объема продаж не приведут незамедлительно к увеличению массы прибыли. Тогда как при значительной доле постоянных издержек снижение цены и увеличение объема приводит к уменьшению постоянных издержек на единицу продукции и возрастанию рентабельности производства (прибыли на единицу). Данная классификация затрат важна при использовании управленческого учета и принятии решений, связанных с ценообразованием.

Структура производственных затрат в отдельных отраслях промышленности неодинакова, она отражает специфические особенности производства. Например, легкая и пищевая промышленности считаются материалоемкими, т.е. в составе затрат преобладают затраты на материалы, а электроэнергетика и топливная промышленность – фондоемкими.

Большинство зарубежных фирм ведет учет затрат и расчет цены на базе сокращенных производственных затрат.

Такие методы калькулирования в США, например, называются директ-костинг, или калькулирование по прямым затратам. Косвенные затраты при этом в себестоимость не включаются, а списываются на финансовые результаты, уменьшая валовую прибыль, т.е. прибыль до налогообложения.

Прибыль – обязательный элемент цены, за счет нее предприятие расширяет и модернизирует производство, осуществляет подготовку кадров, расходы на социальную сферу и т.п.

Государство непосредственно должно быть заинтересовано в увеличении прибыли предприятий, так как одна из основных его доходных статей – налог на прибыль.

Относительной величиной прибыли служит рентабельность затрат (отношение прибыли к себестоимости продукции). В случае регулирования цен регулируется не прибыль, а именно рентабельность затрат. Предприятие обычно интересует также рентабельность продаж (отношение прибыли к объему реализации продукции).

Сложной проблемой остается регулирование цен естественных монополий, когда применяется ограничение предельного уровня рентабельности; в этом случае используется показатель рентабельности к используемому капиталу, а не к себестоимости.

Значительная доля в структуре цены принадлежит транспортным затратам и издержкам хранения (в том числе для поддержания запасов), которые в зависимости от особенности товара и рыночной ситуации включаются в издержки производителя или торговца. Если фирма для перевозки товара пользуется услугами самостоятельной транспортной организации, транспортные издержки и прибыль такой организации включаются отдельной статьей в структуру цены.

По отдельным видам продукции удельный вес транспортных расходов составляет существенную величину, например, удельный вес транспортных расходов во внутренних цепах приобретения по нефти составляет 10,7%, бензину – 8,8, по углю – 32,9%.

Значительный вес в структуре цены занимают налоги.

Поскольку в цену входит множество налогов, они имеют различный процент начислений и различную налоговую базу, то четко выявить, какую долю в цене занимают налоги, не представляется возможным. Налоги подразделяются на федеральные (налог на прибыль, НДС, акциз, подоходный налог), республиканские и местные (на имущество граждан, плата за землю, регистрационный сбор); перечень налогов дополнительно устанавливается местными властями.

Существует условное деление налогов на затрато- (плата в пенсионный фонд, плата за землю и другие налоги, входящие в себестоимость) и ценообразующие (НДС, акциз). Большинство из них направлено на повышение цены, и лишь некоторые ограничивают уровень цены.

Рассмотрим соответственно ценообразующие налоги, представляющие собой самостоятельные элементы розничной цены.

Налог на добавленную стоимость (НДС) введен с 1 января 1992 г.

По своей экономической сути НДС – форма изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости.

На каждой стадии производства и реализации товаров создается новая добавленная стоимость (ДС). На практике определяется как разница между суммой НДС, полученного по реализованным товарам, и НДС, уплаченным предприятием за сырье и материалы.

Система НДС разработана во Франции в 1950-е гг., в настоящее время НДС используется более чем в 40 странах и считается эффективной формой налогообложения.

Ставка НДС в России в 1992 г. составляла 28%, с 1 января 1993 г. на продовольственные товары (кроме подакцизных) – 20% и товары по специальному перечню правительства – 10%, в настоящее время действуют три ставки: 0, 10 и 18%.

Несмотря на то, что для социальной защиты населения ряд услуг освобождены от уплаты НДС, например, услуги городского транспорта, квартплата, услуги в сфере народного образования и т.п., по своей социальной сути данный налог регрессивен для конечного потребителя, так как доля выплат НДС в общем доходе для малообеспеченного населения выше, чем для высокодоходной группы.

С 1 января 1992 г. введен также акциз на товары, не являющиеся предметами первоочередного потребления. В 1996 г. список подакцизных товаров был сокращен, остались алкоголь, табак, ювелирные изделия, автомобили и бензин. Перечень подакцизных товаров примерно одинаков во всех странах, хотя в каждой имеются спои особенности. Ставки акцизов устанавливаются в твердой сумме к единице товара или в процентном отношении к отпускной цене.

Подакцизные товары облагаются и НДС (на сумму с акцизом), возникает двойное налогообложение.

Акциз на алкоголь крепостью более 9% повышен с 01.2012 г. с 231 до 254 руб. за литр спирта. Ставка акциза на пиво составила в 2012 г. 12 руб. за литр, затем акциз будет ежегодно увеличиваться на 3 руб. С 1 июля 2012 г. повысились акцизы на сигареты и папиросы до 390 руб. за 1 тыс. шт., что по сравнению с 2011 г. оказалось выше на 28–44%. К 2014 г. ставка акциза увеличится почти в 2,2 раза.

При доведении товара до конечного потребителя при участии посредников в цене появляется посредническая наценка, при реализации товаров в розничной сети торговые организации включают торговую надбавку.

По своей сути эти надбавки представляют собой затраты посреднических и торговых организаций по реализации продукции плюс их прибыль.

Раньше торговые надбавки устанавливались в процентах к розничной цене товара и утверждались Государственным комитетом цен при Совете Министров СССР[1], дифференцируясь по товарным группам. В настоящее время централизованное утверждение торговых надбавок отсутствует, их предельный размер по особо социально значимым товарам утверждается на уровне местной администрации региона.

Исследование структуры цены, сравнение с ценами конкурентов позволяет предприятию принимать правильные решения.

Пример. Мебельному магазину предлагается кухонный гарнитур за 9800 руб. Предоставляется 5%-ная скидка на доставку и 2%-ная скидка за оплату наличными. Транспортные расходы составляют 290 руб. Конкурирующий магазин в городе продает такой же кухонный гарнитур за 14 680 руб., включая НДС, равный 20%, стоимость, 5%-ную скидку для клиента и 3%-ную розничную скидку. Определите, стоит ли включать кухонный гарнитур в ассортимент, если в расчет входит торговая надбавка размером в 27% и нельзя не учитывать конкуренцию?

Решение. Расчет продажной цены.

Цена в розничной торговле – это продажная цена (брутто), т.е. продажная цена (нетто) и НДС. В нашем случае:

%

руб.

Покупная цена

9800

– Скидка поставщика

5

490

Планируемая покупная цена

9310

- Скидка за оплату наличными

2

186,20

Фактическая покупная цена

9123,80

+ Транспортные расходы

290

Закупочная цена

9413,80

+ Торговая надбавка

27

2541,73

Фактическая продажная цена

11 955,53

+ Скидка для клиента

5

597,78

Планируемая продажная цена

12 553,31

+ Розничная скидка

3

376,6

Продажная цена (нетто)

12 929,91

+ НДС

18

2327,38

Продажная цена (брутто)

15 257

Таким образом, исходя из вышеизложенных условий данный мебельный гарнитур становится неконкурентоспособным с точки зрения продажной цены.

Анализируя структуру цены, можно выделить, какую долю в цене составляют затраты на изготовление продукции, в том числе ведущие виды затрат, прибыль, косвенные налоги. Сопоставление перечисленных элементов цены с аналогичными показателями фирм-конкурентов позволяет:

• выявить резервы для возможного снижения-повышения затрат в составе цены;

• оценить возможное движение удельного веса прибыли в составе цены;

• предвидеть действия своих конкурентов.

Нельзя судить о конкурентоспособности продукции, если в структуре цены отсутствуют отдельные элементы или они незначительны. Например, если удельный вес прибыли в составе цены незначителен или изделие убыточно и предприятие не может максимально увеличить сбыт, чтобы снизить издержки на единицу продукции (что в итоге должно вести к увеличению прибыли), то в таком случае придется снять изделие с производства. Может быть и наоборот, в составе цены высокий удельный вес занимают прибыль и налоги, следовательно, в таком случае предприятие может проводить тактику последовательного снижения цен, тем самым отпугивая конкурентов (если они не последуют такому примеру) и в то же время привлекать к себе новых клиентов, достигая в новом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота.

Если в составе цены высокими окажутся только налоги, следовательно, государство неправильно формирует налоговую политику в стране.

Все перечисленные сравнения необходимо рассматривать в динамике за несколько сравнимых периодов.

Оценка процентного состава структурных элементов сопровождается изучением влияния на него различных факторов, определяющих размер и соотношение элементов цены (оптовой и розничной цены; себестоимости и розничной цены и т.п.) Такой анализ осуществляется методами регрессионною моделирования и изучения корреляционной зависимости. В качестве результативного признака выступает размер или соотношение элементов цены.

С целью выявления закономерностей формирования структуры цен, влияния различных элементов на общее колебание уровня цены рассчитываются коэффициенты вариации различных элементов цен по совокупности товаров, вариации соотношений структурных элементов по различным рынкам, по разновидностям товара, по регионам или предприятиям-поставщикам.

Изучение структуры цены сопровождается выявлением тенденции изменения абсолютных и относительных размеров структурных элементов цен, которые имеют различные векторы для разных товаров. Такой анализ использует традиционные методы изучения динамики•, построение тренда, ряда цепных или базисных индексов, скользящей средней.