ОГЛАВЛЕНИЕ мониторинга земель

В состав мониторинга земель входят систематические наблюдения (съемки, обследования, изыскания) за их состоянием, выявление изменений, а также оценка:

– состояния землепользований, угодий, полей, участков; процессов изменения плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии, потеря гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление), зарастания и закустаривания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами;

– состояния береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;

– процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;

– состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.

К методам и способам ведения мониторинга земель можно отнести как натуральные наблюдения (экспедиционные, стационарные, комплексные, фоновые, дистанционные), так и использование автоматизированной информационной системы, включающей информационно-поисковую систему, систему обработки данных, систему комплексной интерпретации данных, прогнозно-диагностическую систему и систему управления.

Информация о состоянии земельных ресурсов субъектов РФ оформляется в виде отчетов, научных прогнозов, докладов и публикуется в периодических изданиях. В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации Минсельхоз России организует учет и проведение мониторинга мелиорированных земель.

Мониторинг земель является частью мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), под которым понимаются комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Виды и ОГЛАВЛЕНИЕ землеустройства

Землеустройство включает мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство). На него возлагаются задачи организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.

Землеустройство тесно связано с ведением мониторинга и кадастровым учетом земельных участков, поэтому многие нормативные правовые акты, содержащие нормы земельного права, имеют отношение и к нему. Осуществляя землеустройство, ведение мониторинга и кадастра недвижимости, государство управляет земельными ресурсами независимо от того, в чьей собственности они находятся. Землеустройство как земельно-правовой институт и соответствующие правоотношения конкретизируются и регулируются в Законе о землеустройстве, в котором предусматривается компетенция РФ, ее субъектов и др. в указанной области.

Согласно ст. 19 Закона о землеустройстве к видам землеустроительной документации относятся:

– генеральная схема землеустройства территории РФ, схемы землеустройства территорий РФ и ее субъектов, муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;

– карты (планы) объектов землеустройства;

– проекты внутрихозяйственного землеустройства;

– проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от негативных воздействий;

– материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

– тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Землеустройство как система мероприятий по рациональной организации территории имеет три взаимосвязанных аспекта: экономический (земля – средство производства), юридический (обеспечение прав собственности и иных прав на земельные участки) и технический (проведение проектно-изыскательских, съемочных и обследовательских работ).

Важнейшими требованиями при землеустройстве являются:

– планирование использования сельскохозяйственных земель с учетом природных, эколого-хозяйственных свойств земельных участков;

– проектирование и освоение комплексной ландшафтной системы земледелия, формирование эффективных размеров устойчивого землепользования;

– внедрение севооборотов с травосеянием, улучшение сенокосов и пастбищ и всего комплекса по охране ценных угодий.

Землеустройство по своему содержанию подразделяется на межхозяйственное и внутрихозяйственное. Межхозяйственное землеустройство имеет целью рациональную организацию территории нескольких собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, внутрихозяйственное осуществляется на территории отдельного землепользования в рамках конкретных предприятий, организаций, физических и юридических лиц.

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. При этом должен обеспечиваться учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты, – землеустроители обязаны направить им извещения в письменной форме не позднее чем за семь дней до начала работ.