Воображение (имажинитивные процессы)

В психологии не выработано единого определения воображения[1]. В предлагаемых определениях подчеркиваются те стороны, которые, по мнению авторов, являются наиболее значимыми. ОГЛАВЛЕНИЕм воображения большинство психологов считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, создание на этой основе новых представлений или приведение образов в новое сочетание.

Отличительной чертой процесса воображения можно считать протекание его в наглядном плане, хотя конструируемые образы и не имеют оригинала в действительности.

В качестве исходного материала воображения выступают образы явлений, предметов, ситуаций, обстоятельств, а иногда мысли и идеи. Основным механизмом воображения является фантазирование или "представливание"[2], "направленное на воспроизведение того или иного представления и па мысленное изменение его"[3].

Согласно иной точке зрения воображение не является самостоятельным психическим процессом, так как преобразование образа и открытие нового – это необходимые стороны любого процесса чувственного отражения действительности и функции психических процессов[4]. Также есть мнение о том, что воображение, как и некоторые другие познавательные функции (память, внимание и речь), относятся к сквозным, т.е. обеспечивают познавательные и эмоционально-волевые процессы[5].

К наиболее популярным видам воображения относят пассивное и активное (по степени сознательного и активного отношения к действительности). Пассивное воображение, в свою очередь, делится на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное, а активное – на творческое (конструирование новых, оригинальных образов и идей) и воссоздающее (создание образов, соответствующих описанию). Однако у такого деления процессов воображения есть и противники[6].

По временной направленности воображение можно представить[7] как ретроспективное (воображение-воспоминание); актуальное (воображение, включенное в деятельность) и прогностическое (воображение, направленное на будущее).

Воображение может быть конкретным (связанным с конкретными образами и идеями) и абстрактным (создание символов или схем).

Относительно вида деятельности, в рамках которой функционирует воображение, можно определить научное, техническое, музыкальное, художественное и другие виды воображения.

Характеризуя воображение, как "сквозной психический процесс, симметричный памяти, но противоположного направления"[8], Л. М. Веккер предлагает классификацию, в основе которой лежат особенности материала, предмета психической деятельности. Такой подход позволяет выделить сенсорно-перцептивное воображение (собственно образное), в свою очередь включающее зрительное, слуховое, двигательное, пространственное и др.; словесно-логическое (концептуальное), функционирующее, как элемент мышления и эмоциональное. Особым видом является оперативное воображение, определяемое как активное функционирование образов воображения в качестве программы деятельности.

Показателями продуктивности воображения могут выступать:

новизна, оригинальность и осмысленность переработки эмпирических данных;

широта оперирования образами (возможность выполнять преобразования);

тип оперирования (доступный способ преобразования), который характеризуется изменением положения воображаемого объекта, изменением его структуры, или их комбинацией.

Память (мнемические процессы) – форма психического отражения действительности – "процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания"[9]. Довольно распространенным является рассмотрение памяти с точки зрения процессов приема, хранения и переработки информации. В различных психологических исследованиях принимается во внимание необходимость рассмотрения памяти как познавательной подсистемы целостной структуры личности. Однако процессы памяти "явным образом выходят за пределы структуры и закономерностей процессов только когнитивных. <...> Достаточно очевидно, что такие виды памяти, как образная и словесно-логическая, относятся к сфере познавательных процессов разных уровней их организации, начиная с сенсорных и кончая концептуально-мыслительными; что же касается соотнесенности памяти эмоциональной и двигательной со вторым и третьим классами психологической триады[10], то такая взаимосвязь выражена уже просто этимологически и, по-видимому, не нуждается ни в каких специальных дополнительных комментариях"[11].

С этих позиций различают три вида памяти – образную, эмоциональную и словесно-логическую. С каждым из них сочетаются понятия "кратковременная память" и "долговременная память". Широко используется также понятие "оперативная", или "рабочая", память. Кратковременная память представляет начальную стадию переработки информации и характеризуется относительно быстрым запоминанием, воспроизведением информации при не продолжительном ее сохранении. Долговременная память характеризуется длительным сохранением информации.

Под оперативной памятью понимают процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, использующейся для достижения частных целей деятельности. Стадия кратковременной памяти присуща и оперативной, и долговременной памяти. Структурными компонентами перечисленных видов памяти являются так называемые процессы памяти: запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения информации. К их числу относятся:

запоминание (протекающее в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, преднамеренное запоминание или заучивание);

сохранение – более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений (собственно сохранение и забывание);

воспроизведение (воссоздание сохраненного в памяти материала, протекающее на уровнях: узнавания – воспроизведение при опоре на восприятие; собственно воспроизведения – воспроизведение без затруднений; припоминания путем волевого усилия).

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в неких ее особенностях, которые являются критериями продуктивности[12]:

объем памяти (количество материала, воспроизведенное после однократного его восприятия);

точность запоминания и воспроизведения – способность без искажения воспроизвести информацию;

прочность запоминания – максимальная длительность сохранения запоминаемого материала;

- скорость запоминания – время, необходимое для полного запоминания материала;

мобилизационная готовность памяти – умение легко и быстро извлекать из памяти то, что необходимо.

Л. М. Веккер[13] отмечает, что универсальный характер памяти зафиксирован понятии запечатлеваемого, сохраняемого и воспроизводимого опыта, связанного с передачей информации, временем и пространством. Понятие опыта включает в себя опыт не только когнитивный, но и эмоционально-волевой, а внутри когнитивного и сенсорно-перцептивный опыт. По самому существу своей организации память есть информационный процесс, что предполагает применение основных положений современной информационной теории к анализу процессов памяти. Проблема соотношения памяти и времени во всей ее глубине была поставлена еще Аристотелем, который в работе "О памяти и воспоминании", как и в знаменитом трактате "О душе", подчеркнул органическую связь памяти с отсчетом времени. В рамках мнемических изысканий также актуально рассматривать область проблемы психического времени и психического пространства, поскольку эта аналогия демонстративно иллюстрирует положение дел в современной теории процессов памяти в их органической связи с проблемой психического времени.

Память человека представляет собой необходимое условие любой его деятельности и поэтому процессы, ее обеспечивающие, называют сквозными.

Распространенной классификацией мнемических процессов является разделение памяти Π. П. Блонским[14] на четыре вида в зависимости от особенностей предмета запоминания и воспроизведения: двигательная (память на различные движения); эмоциональная (аффективная) (память па чувства); образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память); словесно-логическая (вербальная).

Память можно разделить на непроизвольную (отсутствие заранее поставленной цели и специальных приемов запоминания при взаимодействии субъекта с предметами)[15] и произвольную. По способу запоминания выделяются механическая, не опирающаяся на понимание, и смысловая память (обобщение и систематизация ассоциаций, отражающих существенные стороны и отношения предметов)[16].

В психодиагностике памяти принимается во внимание одна из основных функций психики – функция регуляции. С этих позиций запоминание, например, представляет собой такой процесс запечатления информации и осуществляется путем мгновенного запечатления или путем повторения. В экспериментальном исследовании предметом изучения нередко становятся отдельно взятые процессы памяти (например, только произвольное запоминание) или особенности какого-то одного из видов памяти (например, кратковременной или долговременной). В каждом конкретном случае выбор предмета или метода исследования зависит от конкретной задачи, которая стоит перед экспериментатором. Например, это может быть изучение объема кратковременной памяти и способов его увеличения в деятельности оператора или метод заучивания при измерении двигательной памяти с целью совершенствования деятельности сборщиков тех или иных механизмов, а также водителей транспорта. Также с целью диагностики в клинике поражений головного мозга широко используется изучение процессов памяти. В рамках такого разнообразия видов исследования памяти лежит общий принцип – рассмотрение памяти как единой функциональной системы.

Диагностика особенностей процесса памяти заключается, как правило, в том, что испытуемому предъявляют для запоминания определенный Стимулъный материал, который спустя некоторое время он должен узнать и (или) воспроизвести.

В экспериментах данного вида измеряются четыре переменных:

1) вариации стимульного материала и способа его предъявления испытуемому;

2) вариации способа запоминания стимульного материала;

3) вариации интервала между запоминанием и воспроизведением;

4) вариации способа воспроизведения запечатленного материала. Примером такого рода тестов является методика "Слухоречевая память" (Приложение 23).