Смешанный парламентско-президентский режим
При парламентско-президентском, или президентско-парламентском, режиме, типичные примеры которого дают Франция и Российская Федерация, исполнительной власти присущ своего рода дуализм, заключающийся в том, что здесь руководящие исполнительные функции являются прерогативой и президента, и кабинета министров, ответственного перед парламентом. Следовательно, глава государства — президент и глава правительства — премьер-министр выступают в двух лицах.
Как президент, так и парламент избирается путем прямого всеобщего голосования. Президент оказывает существенное влияние на формирование правительства и назначение на ключевые посты. Правительство зависит от президента, но в то же время оно ответственно перед парламентом, который вправе его сменить. Во Франции президент, от которого зависит правительство, разрабатывает стратегию социально-экономического и политического развития страны.
Следует отметить, что правительство формируется партией, завоевавшей на парламентских выборах большинство депутатских мест. Это служит фактором возможности возникновения конфликта между главой государства и главой правительства. Так было, например, во Франции в середине 1980 — начале 1990-х гг., когда Елисейский дворец занимал представитель социалистической партии, а пост премьер-министра — представитель правоцентристских сил. Такая ситуация изменилась с приходом к власти президента Ж. Ширака, партия которого одержала победу и на парламентских выборах.
Что касается Российской Федерации, то установившийся здесь режим можно назвать смешанным президентско-парламентским. Здесь, как и во Франции, глава государства — Президент РФ и глава Правительства РФ — премьер-министр выступают в двух лицах. Президент РФ выступает гарантом сохранения единства государства. Он определяет стратегические направления развития страны и наделен широкими полномочиями в реализации этих направлений. В то же время, хотя
Правительство РФ ответственно перед Президентом, парламент — Федеральное Собраний Российской Федерации — имеет определенное влияние на его формирование. В частности, требуется согласие парламента на назначение председателя Правительства РФ. Парламент также решает вопрос о доверии Правительству, однако оперативная деятельность последнего выведена из-под контроля Федерального Собрания.
Следует отметить, что вопрос о том, какой из трех основных режимов в наибольшей степени подходит для России, отнюдь не простой и остается предметом острых споров и дискуссий. И президентский, и парламентский режимы имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Верно, что в странах, переживших тоталитаризм или близкие к нему режимы (в Германии, Италии, Испании, Японии), утвердились парламентские режимы (хотя в последних двух в форме конституционной монархии). Здесь именно парламентские институты во многом дали возможность изжить, преодолеть основные атрибуты, ценности и установки антидемократизма.
Однако в условиях России без сильного, скрепляющего все регионы страны в единое целое центра парламентаризм в его, так сказать, чистом виде чреват определенными непредсказуемыми последствиями. Казалось бы, с учетом вековечных традиций нашей страны, тяготеющей к авторитаризму, державности, персонификации политики и т.д., наилучшая альтернатива для России — это президентский режим. Тем более, как представляется, в свете происшедших в стране за последние годы трансформаций перспективы сползания к диктатуре в какой бы то ни было форме не столь существенны, как это изображается отдельными публицистами. Для этого уже нет достаточных механизмов, структур, социально-психологических, идейно-политических и иных предпосылок. Тем не менее, учитывая опять же отечественные традиции, мы должны весьма осторожно оценивать пригодность и этого режима для России.
Другими словами, парламентский режим в условиях переходного периода способен поощрять неустойчивость и тормозить стабилизационные процессы, а чисто президентский режим при определенном стечении обстоятельств чреват сползанием к той или иной форме авторитаризма. Смешанный режим, сочетая в себе институты парламентаризма и президентского правления, способен обеспечить стабилизацию и консолидацию огромной страны вокруг центра при учете интересов различных социально-политических сил, народов, регионов и республик.