Сложности в осуществлении монетарной политики на практике
Недостатки пассивной, неактивистской, государственной политики очевидны: такая политика пассивно следует за событиями в экономике и не пытается реагировать на текущую ситуацию. На первый взгляд кажется, что активистская политика, поскольку она лишена подобных недостатков, является более эффективной и целесообразной. Однако активистская политика подвержена ряду ограничений, который могут свести к нулю ее возможные потенциальные положительные результаты.
Во-первых, имеет значение временной лаг. Для того чтобы монетарная политика была адекватна ситуации, необходимо осознать изменение поведения экономических агентов, собрать требуемую информацию об экономических процессах, проанализировать ситуацию, принять решение и осуществить его на практике, учитывая действия мультипликативного эффекта.
Таким образом, временной лаг политики включает в себя:
• лаг распознавания;
• лаг сбора релевантной и надежной информации;
• лаг анализа статистической информации;
• лаг принятия изменений в политике;
• лаг действия мультипликатора.
Приблизительные оценки данных лагов для экономики США представлены в табл. 11.5.
Таблица 11.5
Оценки лагов государственной политики
Вид лага государственной политики |
Продолжительность, месяцев |
Сбор данных об экономике |
1,5 |
Распознавание |
2,0 |
Принятие законов |
0,5 |
Трансмиссия и мультипликативный эффект |
6,0 |
Полный эффект |
16,0 |
Всего |
26,0 |
Во-вторых, экономике присуща неопределенность. Точные значения ключевых показателей экономики невозможно установить, что делает изначально ненадежными любые прогнозы динамики компонентов совокупного спроса.
В-третьих, присутствуют индуцированные эффекты для компонентов совокупного спроса, которые могут вызывать его компенсирующие изменения, отличные от первоначальной цели государственной политики. Например, государство стремится стимулировать инвестиционный спрос. Но меры, предпринимаемые правительством и центральным банком, могут оказать воздействие не только непосредственно на стимулируемый компонент совокупного спроса, но и косвенно на прочие элементы AD, вызывая зачастую результаты, противоположные намеченным.
В-четвертых, для проведения эффективной монетарной политики необходима оценка степени стабильности и (или) нестабильности экономической системы. Однако экономисты не могут однозначно определить, какова мера стабильности, поскольку:
• нестабильность присуща экономике изначально;
• экономический рост – тоже своего рода нестабильность;
• разные компоненты совокупного спроса проявляют разную степень нестабильности.
В-пятых, существует проблема оценки эффективности политики в SR против LR, а именно: где проходит граница между SR и LR7 Один год – это еще краткосрочный период или уже долгосрочный? А один месяц? Один квартал? Одно десятилетие? К тому же, разные компоненты монетарной политики и совокупного спроса по-разному проявляют себя в один и тот же временной промежуток. То, что для одного компонента можно трактовать как краткосрочный период, для другого окажется уже долгосрочным.
Шестое ограничение связано с проблемой координации разных видов государственной политики. Государственная политика проводится различными государственными институтами. За монетарную политику отвечает центральный банк, а за фискальную – правительство и законодательный орган (парламент, государственная дума, сенат). Эти институты формально не связаны друг с другом, а их деятельность никак не координируется формальным образом. Поэтому меры, которые предпринимает один орган, могут нейтрализовать положительный эффект от деятельности другого государственного института.
И, наконец, в любой макроэкономической политике встречается проблема ошибок и (или) политического давления со стороны правящей партии, что также отражается на эффективности той или иной политики.
Выводы
В данной главе мы проанализировали особенности монетарной политики центрального банка. Монетарная политика имеет дело с кредитно- денежными показателями экономики: денежной массой, ставкой процента, темпом инфляции. Монетарная политика может преследовать различные цели, выражаемые в разных видах таргетирования, использовать самые разные инструментарии и достигать не всегда согласованных во времени результатов.
Использование одной или другой политики позволяет государству достигать самых разнообразных целей как в долгосрочном, так и в краткосрочном периодах. Однако в зависимости от параметров экономики и реакции экономических агентов фискальная и монетарная политики могут оказаться и очень эффективными, и очень неэффективными с точки зрения стимулирования экономического роста, сдерживания роста цен и стабилизации выпуска. Политики могут также поддерживать друг друга, либо противоречить и мешать друг другу. Нахождение оптимального сочетания