Воображение

Осуществляя трудовую деятельность, человек должен постоянно прогнозировать возможные результаты и творчески перестраивать поведенческие модели для более эффективного приспособления к действительности. В основе творческого компонента лежит воображение. Воображение – это способность человека к созданию новых образов, не существовавших ранее. Воображение основано на умении замечать свойства предметов, компоновать их в новые образы, перестраивать их композиционно, создавать принципиально новые образы под предполагаемые свойства. Воображение позволяет человеку мысленно отойти от действительности, представить ранее воспринимаемое в новых сочетаниях и связях, оживить его. Воображение обеспечивает предвосхищение результата деятельности.

Воображение выполняет следующие необходимые для реализации деятельности функции:

• создает образ-цель, т. е. предвосхищаемый результат деятельности;

• участвует в формировании программы поведения в ситуации неопределенности;

• обеспечивает виртуальную деятельность: продуцирует образы, заменяющие деятельность, личностно необходимую, но объективно невозможную;

• позволяет создавать образы объектов и ситуаций, которые непосредственно не воспринимались субъектом и даны в описании.

Для реализации указанных функций воображение располагает набором специфических механизмов.

В основе воображения лежат функциональные и операциональные механизмы восприятия, памяти и мышления. Основная роль мышления заключается в преобразовании памяти текущей ситуации в принципиально новую. Отражение действительности в этом случае происходит в новых, непривычных сочетаниях.

Воображение бывает активным и пассивным. Активное воображение имеет форму творческого или воссоздающего. Пассивное воображение выступает преднамеренным или непреднамеренным.

Активное воображение предполагает создание образов, воплощающихся в новых и ценных продуктах. Основной признак пассивного воображения выражается в создании образов, не претворяющихся в жизнь. Однако процесс воображения не обязательно сразу заканчивается результатом, например, идея о взаимосвязи элементов по атомной массе реализовалась у Д. Менделеева в "Периодическую таблицу" по прошествии многих лет. Различают следующие механизмы создания образов воображения:

агглютинация обеспечивает создание образа воображения путем соединения деталей различных объектов, не соединимых в реальности. Так появляется сказочный кентавр с головой и грудью человека и туловищем и ногами лошади, такое понятие, как "визгливый бас" и т. п. В творческой деятельности механизм агглютинации используется для создания некоторых механизмов, например, сочетание судна и крыла самолета позволили создать судно на подводных крыльях;

аналогия – механизм, сущность которого заключается в создании нового образа по сходству с уже имеющимся. Например, конструкторы нередко используют для создания новых машин идею анатомобиологической конструкции какого-либо животного. На аналогии, как механизме творческого воображения, основана целая наука – бионика. Бионика совершенствует конструкции технических систем на основе изучения живых. Например, цифровые и аналоговые машины по переработке информации содержат в своей основе модели психических способностей – памяти, мышления, восприятия;

акцентировка обеспечивает формирование образов воображения. Ее суть в выделении, подчеркивании части, детали в предмете или ситуации. Классической иллюстрацией действия этого механизма является создание художником шаржа, карикатуры. Элемент смешного привносится за счет гипертрофированного, гротескного выделения элемента облика шаржируемого субъекта (большого носа, выпученных глаз, толстых губ и т. н.);

типизация – наиболее сложный механизм формирования образа воображения, суть которого заключается в создании нового образа, типичного относительно какой-то категории. Механизм состоит в аналитичном разложении образа восприятия и конструировании путем синтеза на основе этого образа нового образа воображения.

Воображение в трудовой деятельности обеспечивает психологическую основу творчества. Практически любую трудовую деятельность можно отнести к одной из точек оси активизации воображения: с одной стороны, бледность, скудность, ограниченность образов воображения; с другой – яркость, оригинальность, плодотворность этих образов.

При изучении творческой деятельности приемы творческого воображения объединяются с творческим мышлением. Творческое воображение характеризуется продуктивностью, при его активизации создаются принципиально новые образы, идеи, продукты. Воображение предвосхищает любую идею и изобретение, начиная от создания примитивной ложки и кончая космическим кораблем или компьютером.

Гораздо шире в трудовой деятельности используется создающее воображение. Осознание работником цели своей деятельности как потенциального желаемого результата обеспечивается именно воссоздающим воображением. Есть профессии, основным ОГЛАВЛЕНИЕм которых является оперирование образами воссоздающего воображения, например, закройщица или диспетчер.

Основным механизмом воображения является анализ – синтез. Вначале человек анализирует информацию, распределяя ее по отдельным блокам (кирпичикам), а затем синтезирует ее в новые схемы, "склеивая" новые образы и идеи. Функционирование творческого воображения подчинено определенным этапам:

1. Возникновение творческой идеи.

2. Сбор информации, концентрация знаний, прямо или косвенно относящихся к данной идее. Сбор недостающей информации.

3. Анализ и синтез материала, определение возможных вариантов решения, озарение.

4. Реализация идеи. Существуют более детальные схемы реализации творческого процесса для конкретных сфер деятельности: изобретательства, художественного творчества, науки.

Функция воображения лежит в основе творческой инициативы. Инициатива – это способность человека ставить новые проблемы и находить им оригинальное решение.

Инициатива связана с уровнем интеллектуальной активности работника. Выделяют три уровня интеллектуальной активности: стажу льно-продуктивный, при котором работник не выходит за рамки найденного способа действия; эвристический, при котором работник может перестроить способ действия по собственной инициативе, но в пределах изначально поставленной задачи; креативный – самостоятельная, не стимулированная извне постановка задачи и нахождение ее решения. Последний уровень – наиболее творческий, и его психологическим ядром является воображение.