Система судебной защиты прав человека
Современное правовое регулирование вопросов судебной защиты прав человека прошло длинный путь становления и развития.
Судебная форма защиты прав человека является наиболее цивилизованной. Деятельность суда по рассмотрению дел о защите прав человека – дело необходимое и жизненно важное в условиях правового государства. До 90-х гг. XX в. в судах преобладали споры между гражданами и предприятиями, отечественными учреждениями и организациями. Возможность спора между гражданами и государством практически исключалась. Сегодня такие споры – реальность, отражающая основополагающий принцип правового государства: взаимная ответственность личности и государства.
Система судебной защиты прав человека построена с учетом двух основных направлений.
Предоставление права на судебную защиту в общей форме, т.е. безотносительно к каким-либо определенным правоотношениям.
Установление права граждан на судебную защиту в частных случаях, т.е. на защиту конкретных прав либо на защиту от нарушений со стороны определенных органов и должностных лиц.
Судебной защите подлежат не любые притязания, а именно охраняемые законом права и интересы. То есть эти права и интересы должны принадлежать человеку по основаниям, с которыми закон связывает возникновение прав и обязанностей: в силу закона или другого нормативного акта.
Граждане имеют возможность оспаривать в суде не только акты органов государственной власти и управления, имеющие индивидуальное значение, т.е. касающиеся их персонально (путем обжалования в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел, возникающих из административноправовых отношений, либо – в случае возникновения спора – путем предъявления иска), но и правовые акты общего характера, т.е. касающиеся неопределенного круга лиц (нормативные и т.п.).
Нормативные акты могут обжаловаться в судах общей юрисдикции или в конституционных (уставных) судах субъектов РФ.
В гражданском процессе граждане могут оспаривать нормативные правовые акты органов государственной власти, органов местного самоуправления или их должностных лиц. Поводом для обращения может послужить нарушение указанным нормативным актом прав и свобод, гарантированных гражданину Конституцией РФ.
Граждане вправе обратиться в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод. Право на обращение в суд имеют только те граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, подлежащим применению в конкретном деле.
Федеральные законы, нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ граждане безотносительно к конкретному делу оспаривать в суде общей юрисдикции не могут. Это вправе делать только строго определенные лица (перечисленные в п. 2 ст. 125 Конституции) в Конституционном Суде. Имеется одно важное отличие конституционного судопроизводства от гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Конституционный Суд проверяет конституционность законов и других указанных выше нормативных актов безотносительно к конкретным гражданским, уголовным и административным делам.
Таким образом, граждане могут самостоятельно защищать свои права и интересы в области прав человека или прибегать к помощи государственных органов власти, неправительственных правозащитных организаций, включая международные.
Российская Федерация 30 марта 1998 г. ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней.
Россия признала компетенцию Европейской комиссии по правам человека и предоставила право получать заявления (жалобы) от любого лица, неправительственной организации или лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Российской Федерацией их прав. Кроме того, Россия признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека.