Система прокуратуры
Элементы, образующие систему прокуратуры, содержатся в ст. 11 Закона о прокуратуре РФ. Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Таким образом, прокурорская система состоит из трех звеньев: Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов РФ (и приравненные к ним), прокуратуры городов и районов (и приравненные к ним).
Систему органов прокуратуры образуют:
• территориальные прокуратуры;
• специализированные прокуратуры;
• научные и образовательные учреждения;
• редакции печатных изданий.
Вся система органов прокуратуры подчиняется Генеральной прокуратуре РФ. Она едина, централизована и действует на основании единой нормативной базы, о чем подробнее указано в предыдущей теме.
В основе организации территориальных прокуратур лежит административно-территориальное деление Российской Федерации. Таким образом, территориальные прокуратуры делятся на прокуратуры городов и районов, которые являются основным звеном прокурорской системы, прокуратуры субъектов РФ, которые подчиняются Генеральной прокуратуре РФ.
В некоторых субъектах РФ прокуратуры нижнего звена созданы в соответствии со спецификой административно- территориального деления. Административно-территориальной единицей в Республике Саха (Якутии) является улус, в Тыве – кожжун. Однако прокуратуры созданы и действуют в этих административно-территориальных образованиях на правах районных.
В отдельных субъектах РФ созданы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют прокурорскую деятельность на территории нескольких районов.
В городе федерального значения Москве в соответствии с административно-территориальным делением образованы муниципальные районы и административные округа. Межрайонные прокуратуры выполняют свои функции на территории нескольких муниципальных районов, окружные, соответственно, на территории округа. Межрайонным прокуратурам и прокуратурам округов придан статус прокуратур городов с районным делением.
В связи с образованием федеральных округов Генеральный прокурор РФ образовал в составе Генеральной прокуратуры РФ управления в федеральных округах. Приказом от 5 июня 2000 г. № 98 он установил их местонахождение и наименование, структуру и штатную численность. Управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах не являются самостоятельным звеном прокурорской системы, в настоящее время они преобразованы в отделы и входят в состав Генеральной прокуратуры РФ.
Кроме территориальных прокуратур в систему органов прокуратуры входят и специализированные прокуратуры. Специализированные прокуратуры осуществляют прокурорскую деятельность (все функции прокуратуры) в отношении специальных объектов и в области специфических правоотношений. Создание, реорганизация и ликвидация специализированных прокуратур определяется экономическими, политическими, социальными, экологическими и иными причинами.
В настоящее время действуют следующие виды специализированных прокуратур:
• военные;
• транспортные;
• природоохранные;
• прокуратуры, осуществляющие прокурорский надзор в закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах (прокуратуры войсковых частей);
• прокуратуры но надзору за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний.
К специализированным прокуратурам можно отнести и Кемеровскую межрайонную прокуратура но надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в составе прокуратуры Кемеровской области.