Система показателей рентабельности

Общий размер прибыли или чистой прибыли не может дать полной характеристики эффективности работы предприятия. Необходимо использовать относительные показатели уровня прибыли, которые сопоставляют прибыль с потребленными ресурсами.

Рентабельность – это показатель, отражающий результативность работы предприятия за определенный период.

В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чистой или балансовой) к затратам предприятия, выручке от реализации, к активам или капиталу предприятия.

Показатели рентабельности можно подразделить на следующие основные группы (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Основные показатели рентабельности

Показатель рентабельности

Формула расчета

Назначение

Рентабельность продукции

Прибыль от продаж/Себестоимость товарной продукции × 100%

Прибыль в расчете на единицу продукции/Себестоимость единицы продукции × 100%

Характеризует прибыльность определенного вида продукции или всей товарной продукции

Рентабельность продаж

Прибыль от продаж/ Выручка от реализации × 100%

Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации

Общая балансовая рентабельность производственного капитала

Балансовая прибыль/ Среднегодовая стоимость основных средств и оборотного капитала х 100%

Показывает, какова доходность всего производственного капитала предприятия

Рентабельность совокупных активов

Чистая прибыль/Средняя величина активов х 100%

Характеризует отдачу прибыли на рубль совокупных активов

Рентабельность акционерного (собственного капитала)

Чистая прибыль/Стоимость акционерного капитала × 100%

Показывает прибыль, которая приходится на рубль собственного акционерного капитала после уплаты налогов

Наиболее часто используются показатели рентабельности продаж, рентабельности продукции и рентабельности совокупных активов.

Анализ рентабельности с помощью различных статистических методов позволяет оценить влияние различных факторов и показателей деятельности предприятия на изменение эффективности работы фирмы в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом.

Расчет и анализ показателей рентабельности фирмы могут осуществляться на основе различных показателей, в зависимости от целей финансового анализа. В международной практике, например, при расчете рентабельности чаще используют прибыль до уплаты налогов (а не чистую или балансовую прибыль, как в нашей стране). Западные экономисты считают, что такой расчет рентабельности и эффективности использования собственного капитала более достоверен, так как не зависит от особенностей налоговой системы.

На изменение рентабельности оказывают влияние различные факторы. В частности, на изменение рентабельности продукции оказывают влияние цена и себестоимость продукции, а также ассортиментные сдвиги (изменения в структуре товарной продукции). Для оценки влияния этих факторов на первом этапе необходимо рассчитать различные виды рентабельности, используя следующие формулы:

– рентабельность планового периода; (7.14)

– рентабельность отчетного периода; (7.15)

– рентабельность отчетного периода в ценах планового периода; (7.16)

– рентабельность планового периода в объемах отчетного периода. (7.17)

На следующем этапе определяется разность между рассчитанными показателями:

– для оценки влияния цен необходимо найти разность между следующими видами рентабельности:

(7.18)

– для оценки влияния себестоимости:

(7.19)

– для оценки влияния ассортиментных сдвигов:

(7.20)

Общее изменение рентабельности продукции за счет действия всех факторов составит

(7.21)

ПРИМЕР 7.3

По предприятию имеются следующие данные (тыс. руб.):

Показатель

Условное обозначение/ формула расчета

Плановый период

Плановый показатель в пересчете на фактический объем продукции

Отчетный период

Себестоимость товарной продукции

6000

6500

6200

Прибыль от продаж

П

1000

900

1360

Рентабельность продукции, руб/руб.

0,1667

0,1385

0,2194

Необходимо определить общее изменение рентабельности продукции, в том числе за счет действия отдельных факторов.

Решение

Рассчитываем рентабельность по формулам (7.14)-(7.17):

Определяем разность между соответствующими видами рентабельности согласно формулам (7.19)-(7.21):

Таким образом, общее изменение рентабельности продукции за счет изменения всех факторов составит

Из таблицы очевидно, что рентабельность продукции изменилась на 0,0527 руб/руб. (0,2194 - 0,1667).

Вывод: рентабельность продукции в отчетном периоде по сравнению с плановым периодом увеличилась на 0,0527 руб/руб., в том числе за счет влияния цен – на 0,0742 руб/руб., себестоимости - на 0,0067 руб/руб., а за счет изменений в структуре товарной продукции уменьшилась на 0,0282 руб/руб.

Для оценки влияния факторов на общую балансовую рентабельность производственного капитала используется мультипликативная модель вида[1]:

(7.22)

где – балансовая прибыль; ПК – производственный капитал; ОК – оборотный капитал; И – издержки;– прибыль от реализации продукции.