Система показателей рентабельности
Общий размер прибыли или чистой прибыли не может дать полной характеристики эффективности работы предприятия. Необходимо использовать относительные показатели уровня прибыли, которые сопоставляют прибыль с потребленными ресурсами.
Рентабельность – это показатель, отражающий результативность работы предприятия за определенный период.
В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чистой или балансовой) к затратам предприятия, выручке от реализации, к активам или капиталу предприятия.
Показатели рентабельности можно подразделить на следующие основные группы (табл. 7.2).
Таблица 7.2
Основные показатели рентабельности
Показатель рентабельности |
Формула расчета |
Назначение |
Рентабельность продукции |
Прибыль от продаж/Себестоимость товарной продукции × 100% Прибыль в расчете на единицу продукции/Себестоимость единицы продукции × 100% |
Характеризует прибыльность определенного вида продукции или всей товарной продукции |
Рентабельность продаж |
Прибыль от продаж/ Выручка от реализации × 100% |
Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации |
Общая балансовая рентабельность производственного капитала |
Балансовая прибыль/ Среднегодовая стоимость основных средств и оборотного капитала х 100% |
Показывает, какова доходность всего производственного капитала предприятия |
Рентабельность совокупных активов |
Чистая прибыль/Средняя величина активов х 100% |
Характеризует отдачу прибыли на рубль совокупных активов |
Рентабельность акционерного (собственного капитала) |
Чистая прибыль/Стоимость акционерного капитала × 100% |
Показывает прибыль, которая приходится на рубль собственного акционерного капитала после уплаты налогов |
Наиболее часто используются показатели рентабельности продаж, рентабельности продукции и рентабельности совокупных активов.
Анализ рентабельности с помощью различных статистических методов позволяет оценить влияние различных факторов и показателей деятельности предприятия на изменение эффективности работы фирмы в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом.
Расчет и анализ показателей рентабельности фирмы могут осуществляться на основе различных показателей, в зависимости от целей финансового анализа. В международной практике, например, при расчете рентабельности чаще используют прибыль до уплаты налогов (а не чистую или балансовую прибыль, как в нашей стране). Западные экономисты считают, что такой расчет рентабельности и эффективности использования собственного капитала более достоверен, так как не зависит от особенностей налоговой системы.
На изменение рентабельности оказывают влияние различные факторы. В частности, на изменение рентабельности продукции оказывают влияние цена и себестоимость продукции, а также ассортиментные сдвиги (изменения в структуре товарной продукции). Для оценки влияния этих факторов на первом этапе необходимо рассчитать различные виды рентабельности, используя следующие формулы:
• – рентабельность планового периода; (7.14)
• – рентабельность отчетного периода; (7.15)
• – рентабельность отчетного периода в ценах планового периода; (7.16)
• – рентабельность планового периода в объемах отчетного периода. (7.17)
На следующем этапе определяется разность между рассчитанными показателями:
– для оценки влияния цен необходимо найти разность между следующими видами рентабельности:
(7.18)
– для оценки влияния себестоимости:
(7.19)
– для оценки влияния ассортиментных сдвигов:
(7.20)
Общее изменение рентабельности продукции за счет действия всех факторов составит
(7.21)
ПРИМЕР 7.3
По предприятию имеются следующие данные (тыс. руб.):
Показатель |
Условное обозначение/ формула расчета |
Плановый период |
Плановый показатель в пересчете на фактический объем продукции |
Отчетный период |
|
Себестоимость товарной продукции |
6000 |
6500 |
6200 |
||
Прибыль от продаж |
П |
1000 |
900 |
1360 |
|
Рентабельность продукции, руб/руб. |
0,1667 |
0,1385 |
0,2194 |
||
Необходимо определить общее изменение рентабельности продукции, в том числе за счет действия отдельных факторов.
Решение
Рассчитываем рентабельность по формулам (7.14)-(7.17):
Определяем разность между соответствующими видами рентабельности согласно формулам (7.19)-(7.21):
Таким образом, общее изменение рентабельности продукции за счет изменения всех факторов составит
Из таблицы очевидно, что рентабельность продукции изменилась на 0,0527 руб/руб. (0,2194 - 0,1667).
Вывод: рентабельность продукции в отчетном периоде по сравнению с плановым периодом увеличилась на 0,0527 руб/руб., в том числе за счет влияния цен – на 0,0742 руб/руб., себестоимости - на 0,0067 руб/руб., а за счет изменений в структуре товарной продукции уменьшилась на 0,0282 руб/руб.
Для оценки влияния факторов на общую балансовую рентабельность производственного капитала используется мультипликативная модель вида[1]:
(7.22)
где – балансовая прибыль; ПК – производственный капитал; ОК – оборотный капитал; И – издержки;– прибыль от реализации продукции.