Система показателей плана
Для количественной и качественной оценки цели и деятельности компании применяется система показателей.
Универсальной системы показателей для оценки деятельности юридической компании не существует. Каждая компания вырабатывает свою систему оценочных показателей, которая отвечает ее особенностям.
Для ряда юридических компаний критерием оценки деятельности служит успех их клиентов. То есть успехи клиента, достигнутые с участием специалистов юридической компании, являются критериями успешности самой компании.
Такого оценочного критерия придерживаются не все фирмы. Активно начинает доминировать критерий собственной финансовой эффективности, а не успех клиента. В основе такой финансовой эффективности лежит не результат, который в наибольшей степени соответствует ожиданиям клиентов, а различные технологии увеличения дохода путем навязывания клиентам лишних услуг, предварительной оплаты и почасовой оплаты независимо от результата.
Обоснованная система показателей деятельности юридической компании позволяет сравнить результативность деятельности компании по периодам, доходность по видам услуг и бизнес-проектам, эффективность работы каждого отдельного подразделения и сотрудника.
Теоретически можно составить типовой набор показателей опенки деятельности юридической компании. В показателях выражаются цели и задачи плана, с их помощью оценивается эффективность деятельности компании за определенный период и сравнивается эффективность по периодам, оценивается работа сотрудников.
Показатели отражают как динамику, характеризующую изменения за определенный период, так и статику, отражающую состояние на каждый определенный момент.
Параметры деловой активности показывают эффективность работы компании, но в первую очередь оценивают руководство и качество принимаемых решений, а также используются для тактического управления.
Особенность показателей деятельности юридической компании обусловлена социальным характером этой деятельности: человек – человек или юрист – клиент. В силу социального характера эти показатели имеют количественные и качественные параметры.
Прежде всего следует выделить плановые и фактические показатели. Плановые показатели – это показатели, включенные в план компании; фактические показатели отражают реальное выполнение плана и могут быть меньше или больше плановых.
Плановые показатели количественно и качественно характеризуют принятый план и этапы его реализации, позволяют контролировать ход реализации плана и при отклонении фактических показателей от плановых принимать корректирующие действия.
В системе плановых показателей выделяют показатели:
• по способу определения;
• содержанию;
• характеру: абсолютные и относительные.
По способу определения показатели подразделяются на три вида:
1) утверждаемые вышестоящим органом;
2) нормативные;
3) расчетные.
При определении нормативных показателей исходят из трудоемкости трудового процесса: сколько времени требуется на выполнение конкретной юридической услуги. Например, на составление искового заявления требуется 20 мин. За основу берется типовое исковое заявление и вносится индивидуальная специфика клиента. Таким образом, нормативные показатели корректируются расчетными. Рассмотрим особенности последних.
Расчетные показатели определяются методом расчетов, которые компания проводит самостоятельно, и используются для конкретизации нормативных и утверждаемых показателей и установления плановых и прогнозных показателей. Поскольку расчетные показатели являются внутренним делом компании, то их величина зависит от профессионализма сотрудников.
К расчетным показателям относятся тарифы (цены), расходы, доходы, прибыль, время обслуживания клиента. У каждой компании свои расчетные показатели, которые иод воздействием внутриотраслевой конкуренции в конечном счете устремляются к средним расчетным показателям на рынке юридических услуг. Существующие расхождения – незначительные.
Расчетные показатели позволяют полнее учитывать и оперативно управлять возможностями компании по предоставлению юридических услуг.
Расчетные показатели позволяют сравнивать результаты текущей деятельности компании или отдельного сотрудника с аналогичными результатами в прошлом или с результатами деятельности других компаний.
К расчетным показателям, помимо вышеперечисленных, следует также отнести: количество и перечень предоставляемых юридических услуг, число клиентов, получивших за отчетный период бесплатную и платную юридическую помощь, время, затраченное на типовые юридические услуги.
К таким типовым юридическим услугам относятся составление типового договора аренды, дарения, залога, займа, безвозмездного пользования, поставки товаров, купли-продажи, на размещение рекламы, оказание услуг, проката видеокассет и дисков, управления многоквартирным домом, а также составление типового соглашения об обучении сотрудников за счет средств работодателя.
Естественно, любой типовой договор (соглашение) требует индивидуальной доработки с учетом конкретной ситуации. Эту доработку осуществляет юрист компании.
Расчетные показатели используются для корректировки утверждаемых руководством плановых показателей. Утверждаемые показатели отражают установленные в плане рубежи, которые компания планирует достигнуть.
По содержанию следует выделить показатели ресурсного обеспечения, которые характеризуют трудовые, материальные, финансовые и другие ресурсы компании, и показатели ее деятельности, отражающие спрос и предложение юридических услуг. При анализе ресурсного обеспечения следует акцентировать внимание на степени укомплектованности штата компании не просто юристами, а профессиональными юристами требуемой специализации, уровень обеспеченности рабочего места юриста современным электронным оборудованием и информационноправовыми поисковыми системами. Не менее важное значение имеет степень комфортности рабочего места и офиса в целом. В частности, имеется ли комната отдыха, помещение для ведения дел с представителями крупных юридических лиц. Не следует упускать из внимания и технический персонал, который обеспечивает эту комфортность.
Но характеру выражения плановые показатели разделяют на абсолютные (например, количество постоянных клиентов; количество принятых клиентов за определенный период; количество клиентов, принятых одним специалистом; величина общего дохода компании за определенный период и величина дохода, приносимая конкретным специалистом) и относительные (например, доля принятых клиентов за определенный период по отношению к годовому показателю; доля клиентов, принятых одним специалистом относительно общего количество клиентов; доля дохода, приносимая одним специалистом). Относительные показатели выражаются в долях, процентах, индексах, коэффициентах.
Абсолютные показатели по единицам измерения могут быть стоимостными (стоимость услуг, стоимость рабочего места юриста) и натуральными (количество юридических и физических лиц, находящихся на постоянном обслуживании компании, штатная численность; количество высококвалифицированных специалистов; количество помощников юриста).
Анализ относительных и абсолютных показателей деловой активности позволяет сравнить плановые, нормативные и фактические результаты и принять соответствующие решения.
В планировании юридической деятельности могут применяться количественные показатели, характеризующие уровень масштабности и доходности компании, объем работы с юридическими и (или) физическими лицами, штатную численность, и качественные показатели, отражающие эффективность и качество работы компании в целом, а также отдельного сотрудника и группы. Например, количество завершенных дел за определенный период и объем полученной прибыли за этот же период.
В юридической деятельности важным показателем качества выступает время отклика на запрос клиента и степень его удовлетворенности.
В системе показателей значительную роль играют показатели оценки профессионализма и качества работы сотрудников. Это довольно деликатный социальный показатель, поскольку профессионализм и качество работы сотрудников определяются не только способностями и личностными качествами последних, но и компанией, ее руководством, корпоративной культурой и кодексом этики компании. На этот показатель накладывает отпечаток и сложившаяся в компании система взаимоотношений между сотрудниками и между сотрудниками и руководством.
Профессионализм сотрудников определяет во многом эффективность и успех компании на рынке, ее престиж среди клиентуры.
Профессионализм и качество работы сотрудников можно определить опросом и анкетированием клиентов, числом претендентов на потенциальные вакансии компании, системой повышения квалификации сотрудников, стажем работы, креативностью сотрудников.
Особое место в оценке эффективности компании занимают финансовые показатели как в статике, так и в динамике: фактическая и плановая величина прибыли за отчетный период; средняя прибыль, получаемая с каждого клиента; средняя прибыль, приносимая специалистом; величина заработной платы сотрудников и динамика ее роста; величина налоговых отчислений; размер оплаты услуг сторонних организаций и партнеров; фонд развития компании, страховой фонд компании; потенциальная стоимость оказанных бесплатных услуг.
Фактические показатели отражают реально достигнутые результаты деятельности компании: 1) по работе с клиентурой;
2) по привлечению значимых клиентов; 3) по освоению новых видов услуг; 4) по прибыли. Например, за отчетный период планировалось освоить спектр юридических услуг по ипотечному кредитованию. План не был выполнен, во-первых, в связи с отсутствием в компании юриста – специалиста в этой области; во-вторых, в связи с отсутствием в компании плана повышения квалификации и подготовки юристов нужного направления; в-третьих, потому, что не удалось привлечь юриста со стороны; соответственно не был выполнен и финансовый план по этому направлению. В целом невыполнение связано с плохим планированием.
Применяемая в компании система показателей может использоваться для оценки деятельности конкурентов и их роли и влияния на рынок. Особенно важно распознать новых потенциальных конкурентов на раннем этапе, пока они не обрели силу.
Это требует от компании организации мониторинга рынка, в том числе деятельности конкурентов и проведения сравнительного анализа по одним и тем же параметрам для выявления своих сильных и слабых позиций и своих рыночных возможностей.
Естественно, информация о конкурентах требует ответа на вопрос о степени ее достоверности и полезности.