Система органов государства, их структура и компетенция
Государственные органы образуют в своей совокупности определенную систему, обладающую характерными признаками.
Признаки органов государства:
– обладают единством. Это единство предполагает единство интересов и воли народа, которую они осуществляют. Деятельность всех органов направлена на достижение общей главной цели – обеспечить благополучие и процветание страны. При этом все составляющие ее органы действуют не разрозненно, а совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости;
– действуют на основе законов. Акты, принятые вышестоящими органами, обязательны (если они не противоречат конституции) для нижестоящих, т.е. между государственными органами существует тесная организационно-правовая связь;
– разграничение на составные части – виды государственных органов. Структура и виды органов того или иного государства устанавливаются в зависимости от формы государственного устройства и в соответствии с общепринятым принципом разделения властей при осуществлении государственной власти.
В зависимости от формы государственного устройства существуют следующие виды государственных органов:
– высшие и местные органы государственной власти в государствах с унитарной формой государственного устройства (например, во Франции – президент, парламент и правительство являются высшими органами государства, а префект и префектура в департаментах – местными органами государственной власти);
– федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации в государствах с федеративной формой государственного устройства (например, в ФРГ – федеральный канцлер, парламент, федеральный президент и федеральное правительство являются общефедеральными органами государственной власти, а органы государственной власти земель, входящих в состав федерации, – государственными органами субъектов федерации).
Осуществление принципа разделения властей предполагает наличие в государстве законодательных, исполнительных и судебных органов, которые составляют основу государственного аппарата в той или иной стране.
Законодательные органы – это органы государства, на которые в соответствии с принципом разделения властей возложена законодательная, нормотворческая деятельность.
Исполнительные органы – это те органы, которые осуществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. Высшим исполнительным органом в государстве является правительство, которое обычно формируется путем назначения. К ведению правительства обычно относятся следующие вопросы:
– проведение в жизнь законов и иных решений законодательной власти;
– руководство гражданской и военной администрацией;
– руководство внутренней и внешней политикой;
– составление и исполнение бюджета и др.
К исполнительным органам государства относятся также министерства, другие центральные административные учреждения и ведомства, которые осуществляют государственное руководство в различных сферах государственной жизни, организуя исполнение законов и других нормативно-правовых актов высших государственных органов.
Судебные органы осуществляют судебную власть, которая является независимой и самостоятельной ветвью государственной власти. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами – судами. Основным назначением судов является защита прав всех субъектов права путем разбирательства в процессуальной форме уголовных и гражданских дел и споров.
Особое место среди судов занимают конституционные суды, которые осуществляют контроль и надзор за тем, чтобы все нормативно-правовые акты и решения правоприменительных органов соответствовали конституции.
В системе разделения властей исключительно важное место принадлежит институту главы государства. В политической практике различных государств это официальное лицо, формально возглавляющее систему государственных органов и осуществляющее высшее представительство государства во внутриполитической жизни и в международных отношениях. В настоящее время наиболее распространены два вида этих официальных лиц: монарх и президент.
Помимо рассматриваемых традиционных и наиболее распространенных видов государственных органов существуют и другие их виды. Эти органы образуют еще один вид – контрольно-надзорные. К ним относятся:
– прокуратура, на которую возложена защита законности и, как правило, уголовное преследование (ст. 124 Конституции Испании);
– ревизионно-финансовые органы – счетные палаты (ст. 100 Конституции Италии), ревизионные советы (ст. 90 Конституции Японии; ст. 98 Конституции Греции) и др.