Система избирательного права
Избирательное право как подотрасль конституционного права разделяется на ряд самостоятельных институтов, нацеленных на регулирование различных видов выборов, их стадий (этапов) и на определение статуса всех их участников[1].
Прежде всего, в системе избирательного права выделяются общая и особенная части. Общая часть включает в себя две группы норм. Во-первых, это нормы, устанавливающие цели, принципы, виды выборов, основные избирательные права граждан и их гарантии, общую структуру избирательного процесса и избирательной территории, систему избирательных комиссий, основные определения, состав законодательства о выборах (избирательного законодательства). Во-вторых, это материальные и процессуальные нормы, определяющие выборную деятельность, осуществляемую вне зависимости от конкретных избирательных кампаний, имеющую значение для разных видов выборов. Это нормы о регистрации (учете) избирателей, избирательных комиссиях, действующих на постоянной основе, организующих и проводящих разные виды выборов (например, Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ), избирательные комиссии субъектов РФ). Нормы общей части избирательного права содержатся в Конституции РФ (ст. 3, 32, 130 и др.), международно-правовых актах, в Законе о гарантиях избирательных прав, иных актах федерального законодательства.
Особенная часть избирательного права в зависимости от видов выборов включает в себя комплексные институты федеральных выборов, региональных выборов и муниципальных выборов. Эти институты в зависимости от структуры избирательного процесса и положения участников выборов делятся на процессуальные и статусные институты, выступающие в рамках соответствующих комплексных институтов в качестве их субинститутов (подинститутов). Процессуальные институты определяют порядок подготовки и проведения выборов. Статусные институты объединяют нормы материального избирательного права и устанавливают правовое положение участников выборов на разных их стадиях (этапах).
Поскольку выборы – это совокупность последовательных организационно-правовых мероприятий (стадий, этапов), то процессуальные институты также, как правило, выстраиваются в последовательный ряд и отделяются друг от друга применительно к ходу выборов. К ним относятся институты:
1) назначения выборов;
2) образования избирательно-территориальных единиц;
3) образования избирательных комиссий;
4) выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты, на выборные должности;
5) предвыборной борьбы;
6) голосования, установления его итогов и определения результатов выборов;
7) проведения повторных, дополнительных выборов, повторного голосования.
К институтам голосования, установления его итогов и определения результатов выборов примыкают нормы, регулирующие передачу мандата досрочно выбывшего депутата, избранного по списку конкретного избирательного объединения, другому кандидату, состоящему в списке этого или иного избирательного объединения.
Отдельные процессуальные институты определяют порядок проведения мероприятий, совершения действий, протекающих одновременно с другими мероприятиями и действиями. Таковы институты составления и уточнения списков избирателей, финансирования выборов, информирования избирателей, обжалования действий избирательных комиссий, избирательных объединений, иных участников выборов. Обжалование действий избирательных комиссий и иных участников выборов может осуществляться и в межвыборный период.
К статусным относятся институты, определяющие положение:
1) избирателей;
2) избирательных объединений;
3) кандидатов в депутаты и на выборные должности;
4) доверенных лиц кандидатов, групп поддержки кандидатов;
5) наблюдателей;
6) избирательных комиссий, их членов;
7) журналистов и СМИ;
8) органов власти, должностных лиц.
В состав статусных институтов входят нормы охранительной направленности: конституционно-правовые (муниципальноправовые), уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, предусматривающие меры пресечения, меры ответственности за правонарушения в сфере выборов, а также способы восстановления избирательных прав граждан.
Процессуальные и статусные институты тесно связаны между собой. Многие нормы избирательного права одновременно входят в состав процессуальных и статусных институтов (нормы, закрепляющие правомочия участковых избирательных комиссий по работе со списками избирателей, по организации голосования и т.д.). При этом процессуальные нормы, определяющие, к примеру, порядок назначения выборов, теснее связаны с нормами, регулирующими полномочия соответствующих органов, должностных лиц по назначению выборов, чем с процессуальными нормами, касающимися порядка совершения иных избирательных действий. Поэтому в настоящее время нет оснований для жесткого разделения материальных и процессуальных норм в рамках избирательного права, в частности, в варианте обособления материального и процессуального избирательного права. Возможны и иные подходы к структурированию избирательного права.