Система фактов. Фактология
Важную роль в организации и проведении исследования играет система фактов, которая определяется как целостная совокупность фактов, связанных между собой объективными закономерностями поведения объекта. Только система фактов позволяет дать объяснение тому или иному явлению, найти решение проблемы, построить научную концепцию.
Система фактов, связанных логикой исследовательского замысла, гипотезы, цели, характеризует понятие фактологии исследования. Можно сказать, что фактология – это способ соединения фактов в целостность, позволяющую что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать.
Фактология исследования определяется методологией отбора и селекции фактов, организацией сбора фактов, уровнем познания (состоянием науки), опытом исследователя, нравственностью, характеризующей его отношение к исследовательской работе. Фактологию можно представить в виде комплекса приемов, посредством которых осуществляется поиск, распознавание, отбор, добывание, получение фактов, а также их интерпретация (объяснение или толкование) и, наконец, оперирование фактами (рис. 5.5).
Рис. 5.5. Операции с фактами в исследовательской деятельности
Фактология и научное обоснование явлений
Качество любого исследования зависит от таких характеристик фактов, как состав, структура, достоверность, повторяемость, полнота, системность, конкретность, определенность, соответствие предмету исследования.
Фактологическое обеспечение исследования представляет собой работу с фактами. На рис. 5.6 представлены принципы работы с фактами.
Рис. 5.6. Принципы работы с фактами
1. Принцип проверки объективности. Любой факт необходимо оценивать с позиции его соответствия реальности и объективным явлениям действительности. Только объективные факты могут обеспечить успех исследования.
2. Принцип отношения к сущности. Те или иные факты могут в разной мере отражать сущность явления. Факты должны быть существенными. Это надо учитывать и при поиске, и при отборе фактов.
3. Принцип информационной емкости. Каждый факт содержит определенный объем информации. Есть факты, которые настолько полно и красноречиво говорят о том или ином явлении, что достаточно одного или нескольких из них, чтобы сделать определенное заключение. Но есть и факты малозначащие для данного объекта исследования, ничего не говорящие, малоинформативные.
4. Принцип научной ценности фактов. Этот принцип можно также назвать принципом концептуальности. Он заключается в том, что факты должны соответствовать критериям научной методологии исследования, правилам концептуального объяснения явлений.
5. Принцип соответствия предмету исследования. В процессе проведения исследования может возникать много фактов, которые ценны сами по себе, но не всегда имеют прямое отношение к предмету исследования.
6. Принцип оценки источника факта. Нередки случаи, когда о реальности и объективности факта свидетельствует не сам факт, а источник его получения. Когда оценивается достоверность факта, необходимо оценивать и надежность источника его получения.
7. Принцип рационального сопоставления, сочетания и соединения фактов. Иногда результаты исследования и возникают из такого соединения. Каждый факт в отдельности не обязательно ведет к какому-либо выводу, но соединение фактов показывает тенденции, характерные черты и особенности явления.
8. Принцип достаточности количества фактов для обобщения, анализа или формулирования выводов. Всегда существует некоторая критическая масса фактов, из которой возникают понимание и выводы, открытие или рекомендация. При исследовании необходимо чувствовать и оценивать достаточность фактов. Не следует торопиться с выводами, важно ощущать грань достаточности, определяющей уверенность в объективности и ценности результатов исследования.
9. Принцип научной интерпретации факта. Объяснение и толкование факта могут быть различными и преследовать разные цели. Научная интерпретация предполагает объяснение с позиций истинности, объективности.
Можно выделить некоторые наиболее характерные ошибки работы с фактами в процессах исследования:
– преднамеренный выбор или подбор фактов, формирующий одностороннее представление или понимание действительности, проблемы, тенденции развития, деформированное понимание;
– подтасовка фактов, т.е. замена некоторых из них другими, замена главных, существенных второстепенными, частными;
– искажение содержания факта его тенденциозной интерпретацией, ложным разъяснением;
– фальсификация фактов, которая выражается в определенном их подборе, искажающем действительное положение вещей;
– абсолютизация отдельных фактов, рождающая ложное представление о действительности, ограничивающее мышление.
Таким образом, можно констатировать, что вся окружающая нас действительность предстает перед нами в виде явлений. Эти явления различны и разнообразны. Они включают события, ситуации, проблемы. О каждом явлении в общем смысле мы получаем информацию. Но часть информации мы получаем в виде фактов, т.е. такой информации, достоверность и реальность которой не вызывает сомнения, которую можно проверить и подтвердить. Реальная картина окружающей действительности определяется не самими фактами как таковыми, не разрозненными фактами, а системой фактов, исключающей возможность осознанного или неосознанного манипулирования ими.