Школы для аборигенов в Канаде
До недавнего времени канадские аборигены (инуиты и индейцы) подвергались ассимиляции, обучаясь в школах-интернатах, где их приобщали исключительно к еврокультуре. Времена, когда коренные жители Канады были объектом подобной ассимиляции, в прошлом. Систематическое компенсирующее обучение аборигенов привело к тому, что в начале третьего тысячелетия процент учащихся из коренных этносов, прошедших полный курс общеобразовательной школы, достиг среднего национального уровня. Тем не менее особые культурно-образовательные потребности индейцев остаются во многом без ответа.
В Канаде накоплен опыт особого обучения инуитов и индейцев. В течение последних лет в отдельных провинциях для таких школ и других учебных заведений аборигенов разработаны специальные программы обучения. Распространены два типа федеральных учебных заведений для индейцев. Первый – под руководством коренных общин, пользующийся финансовой поддержкой федеральных властей и предназначенный для жителей резерваций. В этих заведениях программы обучения аналогичны провинциальным стандартам и одновременно предусматривают углубленное изучение коренных культур и языков. Популярность таких учебных заведений растет.
Другой тип учебных заведений адресован коренному меньшинству, которое проживает вне резервации. Их организуют там, где имеется достаточно семей индейцев. В программу включают изучение языков и культур автохтонов. В эти школы приходят носители языка и культуры коренных этносов: учителя, преподаватели народных ремесел. С 1968 г. ведется специализированная подготовка учителей-аборигенов для работы в подобных школах.
В этих учебных заведениях внедряются специальные программы профессионального обучения.
Наиболее последовательно требования автохтонов обучаться на родном языке удовлетворяются в Британской Колумбии, Северных территориях, Прериях и отдаленных районах Квебека. В этих провинциях аборигены учат родной язык, пользуясь иногда особой письменностью. Методы обучения, особенно на начальном этапе, соответствуют национальным традициям и культуре. Например, поощряют присущее коренным жителям американского континента уважительное отношение к природе, стремление понять ее законы, научиться жить в согласии с ними.
Так, обучение в школах инуитов в провинции Квебек предусматривает выполнение следующих условий: 1) отражать мировоззрение инуитов; 2) давать знания и умения, необходимые для жизни на Севере; 3) приобщать к западной образованности; 4) вырабатывать осознание собственной этнокультурной идентичности. Программа школ очерчивает определенный круг знаний и умений, необходимый учащимся: а) изучение пространства, времени, энергии и материи с учетом применения такого знания в условиях культуры аборигенов и западной культуры; б) усвоение инуитской культуры, искусства и языка; в) постижение естественных наук; г) знание социальных наук, социальной и экономической структуры инуитского и западного обществ; д) владение как минимум одним западным языком и математикой.
В школах инуитов особое место занимают программы изучения духовной и материальной культуры инуитов. Так, школьников приобщают к национальным ремеслам: резьбе по дереву, камню. Молодые инуиты должны активно владеть не только родным языком, но и языками большинства, которыми в Канаде являются английский и французский.
Школы для канадских аборигенов сталкиваются с серьезными проблемами. Старейшины племен инуитов, родители – члены школьных советов, учителя констатируют, что учащиеся недостаточно хорошо знают родной язык, историю, традиции и обычаи своего народа. По их мнению, традиционные промыслы аборигенов невозможно освоить, сидя в школьных классах, в отрыве от привычной среды обитания. Не хватает преподавателей – носителей культуры аборигенов, учебников на языке автохтонов. Учащиеся показывают невысокий уровень успеваемости. Лишь часть из них оканчивают среднюю школу. До уровня колледжа доходят немногие. Обучающихся в университетах – единицы. И это отнюдь не следствие более низких интеллектуальных способностей аборигенов по сравнению с другими этнокультурными группами. Например, при тестировании большинство учащихся 1-2-х классов начальных школ в Нунавике успешно справилось с испытаниями. Результаты тестирования оказались примерно такими же, как и у учащихся того же возраста из других частей Канады и США. Был сделан вывод, что для достижения высокого уровня успеваемости инуиты нуждаются в поддержке родителей, лидеров общины, учителей, а также в специально разработанных для них формах и методах обучения.