Семья как субъект социализации и воспитания

Семья традиционно считается главным институтом социализации и воспитания. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании долговременную и основную роль. Формально на семье лежит основная доля ответственности за развитие личности ребенка, однако фактически в современных условиях семья не всегда доминирует в воспитательном воздействии. Ее влияние нередко уравновешивается и даже перевешивается воздействиями многих других социальных институтов: школы, средств массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольных и внесемейных организаций. Тем не менее главным институтом воспитания в принципе должна оставаться именно семья, роль и значение которой в формировании личности трудно переоценить.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в пей ребенок находится в течение значительной части своей жизни. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Здесь закладываются основы личности ребенка. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение последующей жизни.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры), не относится к ребенку лучше, не любит его так сильно и столько не заботится о нем. Кроме того, семья – это институт, обеспечивающий ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда нс смог бы стать человеком и личностью. Вместе с тем никакой другой социальный институт не способен потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может семья. Тем не менее воспитательное воздействие семьи ограничено. Обычно оно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности, условий жизни. В этом плане школа и другие социальные институты находятся в более благоприятном положении.

В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота общения в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества личность приобретает в семье. Они появляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие. Например, у тревожных матерей часто вырастают тревожные дети. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Честолюбивые родители так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос, как развить положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Для этого сначала необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особо положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а также социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение ими элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязательств по отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т.п.

Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко причиной такого рода аномалий выступает неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа и жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования, предъявляемые друг к другу. Но самыми существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье.

Основными путями и способами практического устранения отрицательного влияния перечисленных факторов на воспитание детей являются достижение взаимопонимания и гармонизация личных взаимоотношений супругов.

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. Похвала родителей, с которыми ребенок находится в дружеских отношениях, обычно более действенна, чем та, которая получена от холодных и равнодушных родителей. В результате разумного применения поощрений развитие ребенка как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании наказаний и запретов. Наказание необходимо, но лишь тогда, когда поведение ребенка изменить другим способом практически невозможно. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Правила социального поведения, которые навязываются такими чувствами, дети усваивают хуже всего.

Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д. Наиболее остро дети переживают нарушения контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка и т.п. Позитивное общение с родителями – важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

Установлено, что на семейный дискомфорт влияют расхождения в оценках личностных, супружеских и внесемейных отношений. Родительство может лишь усиливать имевшие место различия, существовавшие раньше в индивидуальной жизни мужчины и женщины. По некоторым данным, супружеский дискомфорт ведет к ухудшению взаимоотношений между родителями и ребенком, к возможному замедлению его когнитивного, личностного и социально-психологического развития.

Для всех членов семьи, особенно для детей, развод является сильным потрясением, нарушающим стабильность атмосферы. Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушения душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке. Последствия развода обычно сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность.

Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными. Поведение девочек, выросших в таких семьях, в меньшей мере отличается от поведения девочек, воспитанных в полных семьях.

Различные сферы развития детей связаны с разными проявлениями внутрисемейных отношений. В частности, когнитивное развитие ребенка в наибольшей степени зависит от того, как каждый из родителей справляется с его обучением. Оценка поведенческих проблем наиболее значительно связана с поведением родителей в отношении друг друга. В условиях семейного воспитания важные показатели развития ребенка определяются не столько индивидуальными качествами родителей, сколько отношениями, сложившимися в семье.