Сбор подписей
Сбор подписей в политических кампаниях проводится, во-первых, для того, чтобы составить адресную базу, которую можно будет в дальнейшем использовать для почтовой рассылки личных обращений; а, во-вторых, побуждая кого- либо поставить подпись под определенным обращением, политические технологи провоцируют запуск принципа последовательности, когда, сделав один шаг, человек начинает осознавать необходимость сделать другой.
Что может стать поводом для сбора подписей? Обычно – это какая-либо злободневная проблема, реально волнующая население, например рост тарифов на услуги ЖКХ. Злободневная проблема как повод обращения к населению за подписями может обеспечить широкий круг подписантов. Однако нельзя быть уверенным в том, что в сознании людей сформируется прочная связка между совершенным действием и той политической организацией, которая устроила эту акцию. Потребуются дополнительные шаги для закрепления этой связки, например в виде адресной рассылки писем благодарности за участие в этой акции и демонстрации намерений организации и дальше содействовать решению данной злободневной проблемы.
Еще одной распространенной формой вовлечения людей в подписную кампанию является предоставление им возможности сформулировать свои требования к власти или поручения определенной политической организации. Этот повод обращения к населению, на наш взгляд, не дает оснований рассчитывать на массовый отклик, так как он требует от человека определенных когнитивных, интеллектуальных усилий, которые необходимо затратить, чтобы сформулировать свои требования. Но если человек решится на то, чтобы вписать в соответствующий лист свои поручения или требования, то вероятность того, что в его памяти запечатлеется информация о возникшей между ним и политической организацией связке, очень велика. ПоВперед актуализация этой связки даст возможность вовлекать подписантов в другие акции, проводимые данной политической организацией.
Чтобы кампания по сбору подписей действительно стала массовой, необходимо тщательно продумать технологию ее проведения. Существует несколько вариантов проведения подписной кампании, каждый из которых имеет свои достоинства и ограничения:
• поквартирный обход, когда представители политической организации последовательно обходят квартиры и домовладения, агитируя жильцов поставить подпись под соответствующим обращением. В этом случае, наряду с большим охватом, решается еще одна важная задача – потенциальный подписант вовлекается в индивидуальный контакт с агитатором, что при правильно выбранной тактике общения может способствовать процессу формирования у первого установки на возобновление новых взаимодействий с данной политической организацией. Однако этот вид сбора подписей требует большого количества хорошо подготовленных агитаторов;
• сбор подписей по месту жительства, в подъездах многоквартирных домов. Сборщики подписей обычно договариваются со старшими или дежурными по подъездам и устанавливают на первом этаже стол, на котором располагаются соответствующие агитационные материалы и раскладываются подписные листы. Главная проблема – привлечь внимание проходящих жильцов к проводимой акции;
• сбор подписей в местах массового скопления людей (у магазинов и рынков, станций метро, зон отдыха). Для проведений такой акции необходимо присутствие на каждом месте сбора подписей нескольких агитаторов, которые будут вести одновременно разъяснительную работу, вступать в дискуссию, распространять агитационные материалы.
После завершения подписной кампании население необходимо проинформировать о том, куда и когда были направлены подписные листы. Это может быть символическая передача подписных листов в организацию, министерство или ведомство, отвечающее за решение злободневной проблемы. А собранную адресную базу следует занести в компьютер для последующего использования в прямой почтовой рассылке.