Рыночная власть

Рыночная власть заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на рыночную ситуацию, складывающуюся в связи с реализацией определенного вида товара, не имеющего заменителя, посредством его цены или объема выпуска.

Рыночная власть имеет две формы проявления: монополия и монопсония.

Монополия - рынок одного продавца. Монопсония - рынок одного покупателя.

Монополия

Означает исключительное право на конкретную деятельность в определенной области экономики. В этих условиях производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом на максимальную прибыль. Когда продавцы назначают цену выше своих предельных издержек, говорят о наличии рыночной власти. В условиях монополии:

o одна фирма-производитель;

o фирма диктует цену на рынке;

o происходит выпуск уникальных товаров;

o высокие барьеры, препятствующие вхождению других фирм;

o конфиденциальность информации.

Рыночная власть определяется величиной, на которую цена превышает предельные издержки, и частично зависит от количества конкурирующих на рынке фирм. Монополии по их образованию можно классифицировать следующим образом:

o естественные монополии - это предприятия, которые эксплуатируют в основном уникальные природные ресурсы, продукт деятельности которых связан с общественным пользованием (электрические, газовые компании, водоснабжение, линии связи и транспортные фирмы);

o интегрированные структуры (горизонтальные, вертикальные, диверсифицированные) - образуются в результате объединения малых и средних предприятий в крупные;

o государственные монополии - возникают вследствие того, что государство создает привилегированные условия для отдельных производств, защищая их от конкуренции (монополии на производство соли, разработку минеральных ресурсов и др.).

Монопсония

В случае возникновения монополии со стороны одного потребителя говорят о наличии монопсонии. Монопсония предполагает одного покупателя на рынке. Если покупатель может предложить цену, которая ниже предельной оценки товара, говорят о наличии монопсонной власти.

Монопсонная власть определяется величиной, на которую предельная оценка превышает цену товара. Величина рыночной власти (монопольной и монопсонной) является предметом научного анализа.

Рыночная власть одной фирмы (чистая монополия) зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью обладает компания.

Рыночная власть нескольких фирм зависит не только от эластичности рыночного спроса, но и от взаимодействия компаний. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.

Рыночная власть одного покупателя (чистая монопсония) зависит от эластичности рыночного предложения. Чем менее эластично предложение, тем большей монопсонной властью он обладает.

Рыночная власть нескольких покупателей зависит не только от эластичности предложения, но и от их конкуренции за предложение.

Основная проблема фирм-монополистов и монопсонистов - использование своей рыночной власти как можно эффективнее, т.е. с учетом характеристик рыночного спроса, издержек производства, определения оптимальных объемов выпуска, качества продукции и цены.

Основная цель рыночной стратегии фирм с рыночной властью - захватить потребительский излишек и превратить его в дополнительную прибыль. Наиболее распространенным способом такого превращения является диверсификация цен.