Ряды теорий и педагогические направления

В предыдущих параграфах данной главы был сконструирован проблемный ряд педагогических теорий. Он представляет собой благодатный материал для последующего исследования. Разумеется, каждый автор культивирует те концепты, которые ему представляются наиглавнейшими. Нетрудно заметить, что они меняются от одного исследователя к другому. Но это не означает, что педагогические теории не обладают эквивалентными концептами. Они действительно существуют. Этим обстоятельством резонно воспользоваться для соответствующей классификации педагогических теорий. Речь идет о таком этапе познания, который предваряет построение соответствующих интерпретационных рядов. По сути, он является определением педагогических направлений. Подобно другим наукам педагогика не лишена определенных направлений. Мы рассмотрим их ниже.

Проведя объемную предварительную работу, мы в конечном итоге представили читателю 30 наиболее презентабельных педагогических теорий, в каждой из которых были выделены главные концептуальные узлы. После этого сравнение теорий позволило выделить проблемные ряды, более однородные, чем исходный ряд. Каждый такой ряд представляет некоторую концептуальную концентрацию, своеобразное педагогическое направление. Рассмотрим их (теории именуются именами их создателей).

1. Проблемный ряд теорий философской направленности.

ПлатонАристотельЛокк → Гербарт → Фрёбель → УшинскийДьюиФренеВыготскийФрейреСкиннер → Давыдов → Клафки.

В этот проблемный ряд нами включены исследователи, которые при формулировке своей педагогической теории начинали с философии, выступавшей предпосылкой педагогики.

2. Проблемный ряд теорий религиозной направленности.

Ф. Аквинский → Э. РоттердамскийКоменскийЛоккФребельДьюи.

Несомненно, многие педагоги ориентировались на религию и ее достижения. Но при этом в отличие от Ф. Аквинского и Э. Роттердамского они рассуждали о ней без энтузиазма. Подлинный акцент делался на чем-либо другом, в частности, нередко на этике.

3. Проблемный ряд теорий этической направленности.

Локк → ГербартаФрёбель → Толстой ДьюиМакаренко.

4. Проблемный ряд теорий гуманистической направленности.

Платон → Э. Роттердамский → КоменскийРуссовГумбольдтДистервег.

5. Проблемный ряд теорий политической направленности.

Платон → Руссо → ПесталоцциДистервег ТолстойДьюиФрене → МакаренкоНейл → Фрейре.

6. Проблемный ряд теорий психологической направленности.

ГербартУшинский → МонтессориБинеНейлВыготскийПиажеЗанков.

7. Проблемный ряд теорий дидактической направленности.

Платон → АристотельКоменский → Локк → Дистервег → УшинскийМонтессориВыготскийПиажеФрейре → Блум → Перри → ЗанковДавыдовКлафки.

8. Проблемный ряд педагогических теорий сенситивной направленности.

Коменский → ЛоккГербарт → Нейл → Занков.

9. Проблемный ряд педагогических теорий рационалистической направленности.

Аристотель → Локк → Пиаже → Давыдов.

10. Проблемный ряд педагогических теорий языковой направленности.

Э. Роттердамский → Б. фон ГумбольдтФренеПиажеВыготскийЗанков.

11. Проблемный ряд педагогических теорий деятельностной направленности.

ПесталоцциМонтессориДьюиКершенштейнер → МакаренкоПиаже →Выготский.

12. Проблемный ряд педагогических теорий эмпирической направленности.

Вине → ДьюиФренеСкиннерЗанков.

13. Проблемный ряд педагогических теорий личностной направленности.

Локк → Руссо → ПесталоцциТолстойМонтессориШтейнер.

14. Проблемный ряд педагогических теорий коллективистской направленности.

Песталоцци → ФребельМонтессориШтейнерКершенштейнерМакаренко.

Составленные нами проблемные ряды, несомненно, не лишены элементов произвольности. Строго говоря, в любой из 14 рядов можно было включить всех упомянутых ранее авторов. Мы же, чтобы не делать его слишком громоздким, несколько упростили наше исследование, включив в проблемные ряды только главных действующих лиц. Самое важное состоит в усвоении метода исследования проблемных рядов. Его понимание всегда позволит читателю заполнить допущенные нами пропуски.

Итак, ближайшая наша задача состоит в последовательном рассмотрении каждого из выделенных выше проблемных рядов. Первому из них в связи с философской направленностью данной работы будет посвящена отдельная глава. Остальные 13 рядов будут рассмотрены уже в следующей главе.

Выводы

1. Педагогические теории не представляют собой всего лишь хаотическое целое.

2. Теории, обладающие сходными концептуальными акцентуациями, образуют проблемные ряды теорий.

3. Проблемные ряды педагогических теорий правомерно считать педагогическими направлениями.