Лекция 5. РОССИЯ В АРХИТЕКТУРЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Положение России в современных международных отношениях – одна из наиболее актуальных исследовательских проблем как для отечественных ученых, так и для зарубежных аналитиков. Во многом научный интерес иностранных исследователей связан непосредственно с феноменом постсоветской России. Взгляды на Россию извне помогают увидеть себя со стороны, скорректировать свою стратегию. Однако довольно часто российские реалии трактуются искаженно. Наблюдаемая полярность оценок носит как объективный, так и конъюнктурный характер. Объективный связан с тем, что в течение последних 20 лет существования постсоветской России структура и Ћѓ‹Ђ‚‹…Ќ€… ее международных связей изменились до неузнаваемости. Конъюнктурный обусловлен природой международных отношений, в которых конкуренция играет роль самостоятельного фактора.

Учитывая небывалый рост зависимости от международной политики повседневной жизни миллиардов людей, а также тот факт, что все большее количество социальных проблем внутреннего характера решаются через международное сотрудничество, представленные в этой главе знания о месте и роли России в международных отношениях направлены на совершенствование способности студента воспринимать и понимать национальную специфику развития, оценивать внешнеполитическое поведение союзников и партнеров в международной среде с позиций укрепления международного авторитета нашей страны в условиях новой реальности.

В результате изучения данной главы студент должен будет:

знать

основные тенденции и направления национального развития в их внешнеполитической проекции;

• методологию и методы социологических исследований поведения акторов в международной среде;

уметь

• выявлять изменения поведенческих характеристик;

• оценивать практические возможности применения в тех или иных ситуациях моделей, методов и технологий анализа;

• критически осмысливать оценки, выдвигать версии, аргументировать прогнозы развития международной ситуации;

• определять источники и факторы влияния;

• приобретать опыт аналитической обработки политической информации и визуализации ее результатов;

владеть

• навыками обобщения и анализа политической информации, циркулирующей в доступных источниках;

• навыком находить исследовательские решения нестандартных ситуаций.

После распада СССР во внешней политике России выделилось два крупных направления: глобальное и региональное.