Роль профсоюзов в системе социального партнерства
Значение и роль профсоюзов в системе социального партнерства подтверждена историей формирования рыночных отношений. Однако в настоящее время происходит изменение расклада сил в трудовых отношениях и роли партнеров, а именно ослабление профсоюзов, усиление роли работодателей, изменение позиции государства.
Основные функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений:
- обеспечение условий труда рабочей силы;
- установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики;
- защита прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношениях.
Основные задачи профсоюзов в социальном партнерстве по регулированию социально-трудовых отношений:
— контроль начисления заработной платы;
— соответствие заработной платы с результатами труда;
— стимулирование труда и т.д.
Деятельность профсоюзов по формированию условий социального партнерства включает:
- формы, системы, размеры оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации;
- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции;
- занятость работников и противодействия безработице;
- профессиональное обучение персонала;
- мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников;
- продолжительность отпусков, рабочего времени и времени отдыха;
- медицинское и социальное страхование работников;
- защита и учет интересов работников при приватизации организаций и ведомственного жилья;
- техника безопасности, охрана труда и здоровья работ-пиков.
В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений могут заключаться следующие соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения. Па федеральном уровне уже в течение ряда лет подписывается генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. Генеральное соглашение — это важный этап в развитии социального диалога, который позволяет представителям трудящихся, работодателей и Правительства выработать согласованные позиции по основным принципам регулирования социальных отношений на федеральном уровне в соответствии с законодательством.
На федеральном уровне утверждаются не только основные направления социально-экономической политики, но и показатели (индикаторы) социального благополучия нации, системы социальных гарантий для всех слоев населения, меры по защите интересов субъектов трудовых отношений.
Генеральное соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и заключаемый между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей, Правительством РФ. На основе Генерального соглашения руководящие органы отраслей и российские объединения профсоюзов заключают тарифные отраслевые (межотраслевые) соглашения — правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли.
Как определено в ТК РФ, коллективные договоры представляют собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей. Договоры заключаются на срок от одного до трех лет. Заключение коллективных договоров — способ социальной защиты трудящихся. Ими охвачено 85% хозяйствующих субъектов между профкомами и администрацией для решения социально-экономических вопросов с учетом специфики предприятия или организации.
В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателей и работников по следующим вопросам:
- формы, системы и размеры оплаты труда;
— выплаты пособий и компенсаций;
— механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
— занятость, профессиональное обучение, условия высвобождения работников;
— рабочее время и время отдыха (включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков);
— улучшение условий и охраны труда работников; соблюдение интересов работников при приватизации
государственного и муниципального имущества;
— экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
— гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
— оздоровление и отдых работников и членов их семьей;
— частичная или полная оплата питания работников;
— контроль выполнения коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений;
— ответственность сторон;
— обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;
- порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
— другие вопросы, определенные сторонами. Основные принципы создания комиссий по коллективным переговорам:
— добровольность участия сторон в деятельности комиссий;
— полномочность сторон;
— самостоятельность и независимость сторон при определении персонального состава своих представителей в комиссии.
Основные задачи комиссий по коллективным переговорам:
— согласование позиций сторон;
- проведение консультаций (проекты договоров и соглашений);
- ведение коллективных переговоров;
- подготовка проектов коллективных договоров и соглашений, их заключение;
- рассмотрение вопросов, возникающих в ходе выполнения договоров и соглашений;
- контроль выполнения коллективных договоров и соглашений.
Территориальная профсоюзная организация учреждений социальной защиты населения города Москвы (ТПО) объединяет более 22 тыс. членов профсоюза. В 2009 г. в рамках Московского трехстороннего соглашения в системе социальной защиты населения подписано Соглашение на 2009—2012 гг., на его основе действует 225 коллективных договоров (на 1 января 2010 г.).
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров в рамках генерального соглашения создан постоянно действующий орган — Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по урегулированию социально-трудовых отношений. Она призвана устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов трех действующих в производственно-экономической, трудовой и общественной сфере, сторон: государства, наемных рабочих и работодателей. В промежутках между заседаниями работу комиссии обеспечивает координационный совет, которым руководит координатор трехсторонней комиссии, назначенный Указом Президента РФ. Аналогичные комиссии созданы во всех субъектах РФ.
Важное место в системе социального партнерства отведено службе по урегулированию коллективных трудовых споров. В ее состав входят соответствующий департамент Минтруда России, территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ.