Роль государства
Содействие государства реструктуризационным процессам выражается в выполнении следующих функций:
o определении национальной стратегии развития;
o выявлении макроэкономических и структурных диспропорций, которые невозможно устранить рыночными механизмами, а также обеспечении равновесия этих диспропорций административными методами;
o разработке и реализации эффективной структурной политики и стимулировании позитивных структурных изменений во всех отраслях экономики;
o поддержании финансовой стабильности, и прежде всего на основе сбалансированности бюджета;
o формировании справедливой, нейтральной и эффективной налоговой системы с целью снижения налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности и создания благоприятных условий для развития предпринимательства;
o разработке норм и правил поведения агентов экономических отношений, обеспечение экономической безопасности и противодействий дестабилизирующим факторам;
o формировании благоприятного инвестиционного климата;
o поддержке отечественных производителей и координации деятельности национального бизнеса в условиях глобализации мирового хозяйства; и др.
Политика государства в отношении реструктуризации банковского сектора направлена на обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе здоровой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции [19]. Государство формирует правовую базу банковской деятельности, осуществляет контроль за исполнением законодательных норм, препятствует использованию банковского сектора для проведения противоправных сделок, при проведении реорганизационных процедур обеспечивает защиту законных интересов кредиторов и вкладчиков, а также транспарентность реформирования. При этом к деятельности всех кредитных организаций предъявляются единые требования в соответствии с установленными принципами, учитывающие коммерческие интересы и пруденциальные нормы. Государственное влияние на банковский сектор осуществляется преимущественно косвенными методами, но прямое воздействие путем участия в капитале кредитных организаций в условиях неустойчивости экономики будет сохранено.
Решение задач реструктуризации предполагает учет региональных особенностей и интересов. Для этого необходима активная федеральная политика, направленная на усиление процессов межрегиональной интеграции, снижение дифференциации уровней социально-экономического развития регионов, обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы по всей территории РФ. При этом особенно важно продолжение совершенствования межбюджетных отношений для создания правовых и финансово-экономических механизмов, повышающих ответственность региональных и местных властей за принимаемые решения.
Таким образом, последующее развитие экономики страны будет определяться общенациональной консолидацией, объединением усилий основных участников социально-экономических и политических процессов - государства, бизнеса и общества. Важным основополагающим документом является принятая Правительством РФ Программа социально-экономического развития страны на 2002-2004 гг., представляющая собой составную часть долгосрочной стратегии. Среднесрочная Программа вобрала в себя опыт 2000-2001 гг. по реализации социально-экономических мероприятий и направлена на создание в стране благоприятного делового климата и условий для экономического роста, повышение устойчивости финансовой системы, эффективности социальной защиты населения и в целом на сохранение рыночного курса реформ.
Одной из главных задач, определенных Программой, является укрепление и совершенствование банковской системы, которой отводится важная роль в продвижении России по пути рыночных реформ. Проведение дальнейшей реструктуризации позволит повысить функциональное значение банковской системы в экономике страны. Сильная обновленная банковская индустрия способна обеспечить кредитную поддержку реструктуризации нефинансового сектора, а также создание и функционирование инновационных сетей, представляющих собой перспективное направление интеграции хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики.
Однако становление рыночной банковской системы носит неоднозначный характер, в процессе которого поступательное движение сменяется глубокими кризисами. Кроме того, по мнению специалистов, банковская система не играет пока активной роли в ускорении экономического роста, и положительная динамика отечественного производства последних лет (1999-2002 гг.) базируется в основном на самофинансировании предприятий реального сектора. Поэтому необходимость решения таких задач, как стабилизация развития банковского бизнеса, расширение кредитования реального сектора, укрепление правовых основ банковской деятельности, переход на международные стандарты, повышение качества выполнения основных функций, привлечение вкладчиков и инвесторов, противодействие использования банков для отмывания доходов, полученных незаконным путем, и ряда других требует последующей реструктуризации банковской системы, которая будет происходить под влиянием общемировых тенденций.