Роль бюджета в социально-экономических процессах, его сущность и функции
Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения, как непосредственно своей деятельности, так и важнейшею элемента проведения социально-экономической политики.
В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет определен как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
По материально-вещественному воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме - финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в функциях: первой -распределительной, и второй - контрольной.
Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в распоряжении государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, так как в бюджетные отношения вступают почти вес участники воспроизводственного процесса.
Вторая функция - контрольная - позволяет узнать как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Она сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики, благодаря ей можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.
Для осуществления функций бюджета государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда.
Бюджетный механизм включает и себя:
o бюджетную систему страны;
o административные органы;
o правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны;
o систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета.
В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три 315011а:
o механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;
o механизм расходования бюджетных средств;
o механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.
В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями в бюджетном механизме выделяют следующие блоки:
o бюджетное планирование;
o бюджетное прогнозирование;
o бюджетный контроль и т.д.
Бюджетное планирование - составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целевое использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном.
Бюджетное прогнозирование - это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, его возможных доходах и расходах, база бюджетного планирования.
Бюджетный контроль - составная часть государственного финансового контроля, посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования бюджетных средств.
На бюджетный механизм оказывает влияние бюджетное устройство страны1.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения стоимости, - доходов и расходов бюджета. Эти экономические категории будут рассмотрены в соответствующих разделах книги.
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем (а иногда тормозом) социально-экономического развития общества. Он представляет собой основной финансовый план страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, ОГЛАВЛЕНИЕ органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.
В рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль, но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории РФ. Средства государственного бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, выполнение комплексно-целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и социальную защиту населения.
Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения.