Решение о способе выхода на внешний рынок
Если компания приняла решение о выходе на рынок конкретной страны, следующий се шаг – разработка оптимальной стратегии проникновения на этот рынок. Имеются в виду такие стратегии, как прямой и косвенный экспорт, лицензирование, совместные предприятия и прямые инвестиции. Каждая поВперед стратегия выхода на внешний рынок подразумевает повышение уровня ответственности, риска, контроля и потенциальной прибыли организации.
Прямой и косвенный экспорт. Первый шаг к выходу на внешний рынок – косвенный экспорт через независимых посредников. Косвенный экспорт требует меньше средств и сопряжен с меньшими рисками, так как посредники действуют по своей инициативе, опираясь на знание конъюнктуры зарубежных рынков, и, как правило, совершают меньше ошибок.
Если руководство компании решило самостоятельно экспортировать продукцию, то инвестиции и риски несколько возрастают, однако увеличивается и потенциальная прибыль. Компании могут принять участие в выставках, проходящих в иностранных государствах, или создать web-сайты для каждой страны из числа основных участников рынка.
Лицензирование. Обычно лицензиар за вознаграждение или роялти предоставляет иностранной компании право использования своих производственных и торговых секретов, торговой марки или патента и таким образом при минимальном риске выходит на зарубежный рынок. Лицензиат же получает производственные знания и опыт или известный продукт (торговую марку). Однако компания-лицензиар не может строго контролировать деятельность лицензиата. Более того, успешная деятельность последнего ведет к упущенной выгоде у лицензиара. По окончании срока действия контракта компания может обнаружить, что своими руками создала себе конкурента.
Совместные предприятия. Иностранные инвесторы могут объединить усилия с местными предпринимателями и создать совместное предприятие (СП). В этом случае иностранная компания разделяет уставный капитал и контроль производства с местной компанией. У СП есть определенные недостатки. Партнеры могут разойтись во мнениях в отношении инвестиций, маркетинга, использования прибыли. Один из партнеров может пожелать инвестировать доходы в дальнейший рост предприятия, а другой захочет увеличить дивиденды акционеров. Более того, наличие СП нередко затрудняет реализацию производственной и маркетинговой политики во всем мире по своему усмотрению.
Прямые инвестиции. Формой выхода компании на зарубежный рынок являются собственное сборочное или производственное предприятие, собственные торговые площади (сбытовые сети).
Иностранная компания может приобрести акции или контрольный пакет акций местной компании или построить собственное производство с нуля.
Например, General Motors инвестировала миллиарды долларов в автопроизводителей из многих стран мира, например Fiat Auto Holdings, Isuzu, Daewoo, Suzuki, Saab.
Во-первых, благодаря этой стратегии компания получает возможность использовать преимущества низкой стоимости рабочей силы, сырья и льготы, предоставляемые правительством зарубежной страны. Во-вторых, создание новых рабочих мест способствует формированию положительного имиджа компании в принимающей ее стране. В-третьих, поддерживая хорошие отношения с органами власти, покупателями, местными поставщиками и дистрибьюторами, компания адаптирует свою продукцию к потребностям локального рынка.
Основной недостаток практики прямых инвестиций заключается в том, что компания не застрахована от ухудшения рыночных условий, девальвации валюты или экспроприации собственности в случае политических потрясений.
Сокращение производства или прекращение деятельности компании приводит к существенным издержкам, поскольку принимающая страна может потребовать выплаты крупного выходного пособия для работников закрывающегося предприятия.